126 лет назад отошел ко Господу выдающийся осетинский священник Михаил Сухиев

126 лет назад, 11 июня 1893 года, во Владикавказе отошел ко Господу выдающийся осетинский просветитель, переводчик, педагог, священник Михаил Сухиев (1834 – 1893). В память об отце Михаиле публикуем его биографию из книги Ларисы Гостиевой "Православие в Осетии".

 

Священник Михаил (Уба) Гавриилович Сухиев родился в 1834 году в с. Ардон[1]. Отец Михаила Гавриил Сухиев был одним из первых переселенцев из Алагирского ущелья в основанное в 1825 году селение Ардон[2].

В семилетнем возрасте Михаил поступил во Владикавказское духовное училище, которое готовило священно-церковнослужителей для осетинских приходов. Обучение мальчика в духовном училище проходило за казенный счет, поскольку отец Михаила дал письменное обязательство в том, что сын после завершения учебы поступит в духовное звание и станет священником[3]. На таком выборе будущности сына Гавриил Сухиев остановился после настоятельных уговоров благочинного священника Георгия Берзенова, который даже получил от экзарха Грузии архиепископа Евгения (Баженова) особую благодарность за то, что «расположил Сухиева, Газаева и Кулаева отдать своих детей в пансион духовного училища»[4].

14 декабря 1842 года смотритель Владикавказского духовного училища Григорий Соколов, после предписания экзарха Грузии архиепископа Евгения, распорядился принять ученика Михаила Сухиева на казенное содержание[5].

В конце первого года обучения учитель Евстафий Мревлов характеризовал Михаила как ученика «весьма скромного поведения, очень хороших способностей, с хорошими успехами в чтении на русском языке и очень хорошими успехами в чистописании на русском и осетинском языках»[6].

В 1849 году после успешного окончания курса обучения во Владикавказском духовном училище М. Сухиев был переведен в Тифлисскую духовную семинарию, в которой обучался на средства, выделенные Осетинской духовной комиссией. В семинарии М. Сухиев учился на одном курсе с будущими священниками С. Жускаевым, Д. Маркозовым и др. Учителем Сухиева по осетинскому языку был Григорий Давидович Мжедлов, занимавшийся переводом церковных книг на осетинский язык. Семинаристы изучали осетинский язык по грамматике А.М. Шёгрена, изданной в 1844 году. [7].

В 1855 году М. Сухиев окончил Тифлисскую духовную семинарию по II разряду, завершив свое духовное образование[8]. Вскоре после окончания семинарии он был рукоположен во диакона, а 15 августа 1855 года – во священника в церковь Иоанна Предтечи в с. Верхний Кадгарон Кадгаронского прихода[9].

В марте 1857 года о. М. Сухиев начал свое священническое служение в своем родном с. Ардон в церкви великомученика и Победоносца Георгия, которая в тот год была построена Осетинской духовной комиссией.

Христианская миссия в Осетии испытывала в этот период большие трудности. Эмиссары еще не сломленного окончательно имама Шамиля призывали осетин к неповиновению российским властям и переходу в ислам. Число перешедших в ислам осетин в Тагаурии, Куртатии и Дигории становилось все больше. Значительно усложняло задачу христианской миссии открыто враждебное отношение к православию алдар. «По приглашению их, проповедники Корана муллы свободно прибывали из Дагестана, из Кабарды и увлекали легковерных, зараженных суевериями осетин в магометанство гаданием по оракулу, позволением последователям Корана многоженства и разными другими обещаниями»[10].

Достаточно сложным было положение с кадрами священнослужителей в Осетии, поскольку священников с полным богословским образованием было крайне мало. Большинство священников в осетинских приходах были грузины, совершавшие богослужения на грузинском языке, который осетины не понимали. Это, в свою очередь, вело к редкому посещению прихожанами храмов. Что касается русских священников, то они не хотели служить в Осетии из-за тяжелых условий и маленьких окладов.

С целью улучшения дела миссии среди осетин Святейшим Синодом в сентябре 1857 года была учреждена должность Управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе, на которую был назначен наставник Тифлисской духовной семинарии иеромонах Иосиф (Чепиговский), возведенный в сан архимандрита. В борьбе с исламской экспансией архимандриту Иосифу большую помощь оказывал священник Алексий Колиев, который с 1845 года служил  во владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской), а с 1847 года был благочинным над священно-церковнослужителями Осетинской духовной комиссии.

Другой осетинский священник Георгий Итониев (с 1887 года – протоиерей), на два года раньше о. М. Сухиева окончивший Тифлисскую духовную семинарию и служивший сначала в Салугарданском, а с 1855 года – в Хумалагском приходе, верхом на лошади, одетый в осетинский национальный костюм, объезжал осетинские приходы и призывал не поддаваться проискам Шамиля. Последний даже назначил богатый дар тому, кто захватит в плен бесстрашного священника[11].

Отец М. Сухиев, третий в осетинских приходах священник-осетин с полным семинарским образованием, подключился к нелегкой и опасной миссионерской деятельности Осетинской духовной комиссии, став сподвижником архимандрита Иосифа и о. Алексея Колиева в деле отстаивания православной веры и противостояния мусульманской пропаганде. С 1860 года миссионерской деятельностью среди осетин занималось Общество восстановления православного христианства на Кавказе, постоянным членом Совета которого был о. М. Сухиев.

Молодому священнику пришлось преодолеть немалые трудности, чтобы привлечь в только что открывшийся храм ардонских жителей, не привычных к церковному богослужению. На церковных проповедях и на внебогослужебных собеседованиях, которые священник неустанно проводил во всех общественных местах, он разъяснял прихожанам азы православной веры, убеждая их в истинности православия. Восприятию проповедей о. Михаила благоприятствовало то, что они совершались на родном для прихожан языке.

В октябре 1859 года о. М. Сухиев был назначен Ардонским благочинным, обратив в лоно православной церкви куртатинских ренегатов. Активизация миссионерской деятельности духовенства привела к тому, что «влияние же немногих осетинских священников видимо стало пугать магометан-осетин, тайных сторонников Шамиля, так называемых куртатинских и тагаурских алдаров и дигорских баделят, которые потому задумали пленение священников Колиева и Сухиева. Предуведомленные об этом священники приняли все меры осторожности, а военное начальство оберегало их от всякой случайности»[12] .

В должности благочинного о. Михаил также принимал активное участие и в строительстве новых храмов. В 1864 году он как член комитета по постройке Михаило-Архангельской церкви в с. Гизель следил за ходом ее строительства. 2 декабря 1864 года о. М. Сухиев вместе с членом комитета архитектором С. Уптоном и председателем комитета начальником Осетинского округа полковником Эглау инспектировали возведенное подрядчиком Нефедовым здание. В целом одобрив новую постройку, они указали в своем заключении на некоторые нарушения проекта и сделанные сверх сметы дополнительные работы[13]. Строительство церкви в с. Гизель было завершено только в 1867 году.

Характерной чертой миссионерской деятельности в то время являлась организация церковно-приходских школ. Руководствуясь этим, священник открыл при храме одну из первых в Осетии церковно-приходских школ[14]. В отчете Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1865 год отмечалось что «ученики Ардонской школы владеют русским языком лучше других. Благочинный Сухиев обучает церковному пению. Кроме мальчиков, ардонскую школу посещали 6 девочек. Ардонская и Вольно – Христиановские школы стоят несравненно выше всех мужских школ Северной Осетии»[15].

Вскоре, благодаря стараниям о. М. Сухиева, в Ардоне появилась женская церковно-приходская школа. По данным отчета, в конце 1865 года в ардонской мужской школе обучалось 60 мальчиков, в ардонской женской школе – 10 девочек[16]. В 1865 году о. М. Сухиев обратился к церковным властям с ходатайством, в котором писал о том, что «надо построить дом, в котором бы помещался причт и девичья школа» [17].

29 августа 1866 года о. М. Сухиев был переведен из ардонской церкви великомученика и Победоносца Георгия во владикавказскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинскую). Переезд о. Михаила во Владикавказ был связан с безвременной кончиной (от воспаления легких) настоятеля церкви протоиерея Алексия Колиева, последовавшей 11 августа 1866 года.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которую чаще называли  Осетинской, была основана в 1814 году Осетинской духовной комиссией для удовлетворения нужд поселенцев Владикавказской крепости и для миссионерской деятельности. Осетинское население Владикавказской крепости пожертвовали на ее постройку две тысячи рублей. В 1823 году на месте деревянной церкви была построена каменная, которую освятили 24 марта 1824 года. В 1863 году церковь была обращена в городскую и передана в епархиальное ведомство. В 1865 году церковь была освящена после ремонта и расширения.

         Многие десятилетия эта церковь окормляла владикавказское православное население, независимо от этнической принадлежности. Прихожанами церкви были русские, осетины, грузины (до 1898 года), греки (до 1902 года), Церковь была духовным центром не только осетинской общины Владикавказа, но и православных осетин всей Осетии, многие из которых в ней крестились.

В начале своего служения в должности настоятеля церкви о. М. Сухиев занялся строительством колокольни, которую в 1854 году при поддержке начальника Владикавказского военного округа генерал-лейтенанта барона Вревского начал строить еще протоиерей А. Колиев. Тогда же строительным комитетом, в который вошли капитан Жукаев, прапорщик Хусин Баев, старшина Нафи Газданов, было собрано 1019 руб. 26 коп., из которых 700 рублей пожертвовал барон Вревский, 277 руб. 99 коп. – общество Владикавказского купечества, 41 р. 27 коп. – составили частные пожертвования. На эти средства был забурен фундамент глубиною в 4 сажени и выведен цоколь из тесаного камня. Из первоначально собранных средств осталось 506 руб. 90 коп.[18].

Из–за отсутствия денег работы по строительству колокольни были заморожены более десяти лет. О. Михаил написал рапорт и в 1868 года добился от церковных властей разрешения на постройку при церкви каменной колокольни[19]. При его непосредственном участии были подготовлены планы и сметы на ее строительство, заключен договор с подрядчиком купцом А. Ешковым[20]. В августе 1871 года сооружение колокольни было завершено[21].

Позже была решена и проблема подхода к храму. Газета «Терские ведомости» за 1875 год сообщала, что «благодаря настоянию Владикавказского Полицмейстера и вниманию отца Благочинного (о. М. Сухиева – Л.Г.) православной Осетинской церкви, выстроенной, как известно, на возвышении города, где глиняный грунт земли нередко производит непроходимые грязи, теперь устраивается очень красивая и удобная каменная церковная лестница. Прихожане св. храма, как нам передавали, по мере сил, хлопочат о скорейшем окончании лестницы, внося свой личный труд и разные пожертвования»[22].

При содействии о. М. Сухиева в 1880 году был подготовлен проект на пристройку к церкви[23], которая в течение последующих лет была расширена за счет двух боковых приделов.

После переезда в г. Владикавказ о. М. Сухиев возглавил, вместо покойного протоиерея А. Колиева, Владикавказское благочиние, в которое входило большинство осетинских приходов, относящихся к Обществу распространения православного христианства на Кавказе. В 1869 году, когда Святейший Синод удовлетворил просьбу архимандрита Иосифа об увольнении его с должности Управляющего осетинскими приходами, именно благочинному священнику М. Сухиеву архимандрит Иосиф передал всю находящуюся у него документацию: «две книги входящих бумаг, три книги исходящих бумаг и деловые бумаги за время с 1857 – по 1869 гг.».[24] Эти документы хранились в архиве церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской). В настоящее время в научном архиве СОИГСИ находится опись дел с 1858 года по 1869 год (71 пункт), которую архимандрит Иосиф передал благочинному священнику М. Сухиеву 23 апреля 1869 года [25]. В том же архиве хранится дело №69 из архива Владикавказской Осетинской церкви «О переводах церковных книг на осетинский язык», в которое входят документы канцелярии Управляющего осетинскими приходами архимандрита Иосифа с 1858 года по 1869 год[26] .

С уходом архимандрита Иосифа с должности Управляющего осетинскими приходами эта должность была упразднена. С 1869 по 1875 годы дело миссии и надзора над осетинскими приходами осуществляли благочинные осетинских приходов, одним из которых являлся о. М. Сухиев. С учреждением в 1875 году в Осетии викариатства Грузинского экзархата с центром в г. Владикавказ осетинскими приходами начал вновь после шестилетнего перерыва руководить архимандрит Иосиф, возведенный в сан епископа Владикавказского. Он стал вторым викарием Грузинского экзархата.   

Большое внимание о. М. Сухиев уделял проповеднической деятельности. Высокую оценку протоиерею А. Колиеву и священнику М. Сухиеву как проповедникам дал протоиерей А. Гатуев в своей работе «Христианство в Осетии. Исторический очерк»: «… благочинный священник Алексей Колиев, первый из осетин окончивший курс семинарии, обнаружил замечательную энергию. Он стал совершать богослужение на осетинском языке, проповедовать Слово Божие, и скоро о нем разнеслась молва по всей Осетии, как о замечательном проповеднике; за ним шел тем же путем и священник Сухиев»[27].

С начала 1871 года контроль над проповеднической деятельностью священников в Осетии был возложен на архимандрита Иосифа. В конце ноября каждого года о. М. Сухиев просматривал отчеты о проповеднической деятельности священников своего благочиния, подписывал их и отсылал архимандриту Иосифу, который, собрав информацию с благочинных, представлял экзарху Грузии архиепископу Евсевию (Ильинскому) общий отчет по Осетинскому округу.

Следует отметить, что проповедническая деятельность в Осетии была поставлена довольно слабо. В 1871 году из всех священников, получивших богословское образование, только 18 представили отчеты о своей деятельности. В своем отчете о. М. Сухиев писал, что «кроме семи поучений, сказанных в церкви, в точение года имел с прихожанами своими домашних бесед более 400; один только перечень вопросов, о которых он … беседовал, занимает в его записке 16 страниц в лист»[28].

Внебогослужебные собеседования, которые были продолжением церковного поучения, проходили либо в церкви, независимо от церковной службы, либо вне храма. Преимуществом их было более непосредственное общение священника с паствой, что улучшало взаимоотношения с прихожанами. Внебогослужебные собеседования, которым всегда уделял большое внимание о. М. Сухиев, как обязательные, были введены в храмах Владикавказской епархии, подведомственных Обществу восстановления православного христианства на Кавказе, только в 1889 году.

Предметами внебогослужебных бесед служили: христианское вероучение, жития святых, при совершении треб – объяснение таинств и обрядов православной церкви, архаические  обычаи. Отмечая важность ведения внебогослужебных собеседований с прихожанами, о. М. Сухиев отмечал, что они  располагали их «чаще и охотнее посещать церковную службу; исполнять долг исповеди и св. причастия; своевременно крестить детей; жертвовать на украшение храмов своих и устройство причтовых домов. Так, в приходе Хумалагском, на плоскости, жители общественным приговором постановили собрать по раскладке 3000 рублей на устройство новой церкви и доставить для сей цели необходимый материал. В Даргавском приходе жители собирают деньги между собою на постройку новой церкви и изъявили желание заготовить также и материал. … Так, хумалагский житель Григорий Бучков, пред смертию своею, завещал детям пожертвовать 65 рублей на священные сосуды для приходской церкви за упокой его души, что беспрекословно и исполнено было наследниками» [29].

При обсуждении архаических обычаев о. М. Сухиев разъяснял прихожанам, какой вред приносят обычаи похищения девушек, выплата калыма, двоеженство, разорительные расходы на похоронах и поминках и др. Эти вопросы рассматривались на съездах осетинского духовенства, состоявшихся 22 февраля и 16 мая 1873 года Общественные приговоры по искоренению этих обычаев в 1879 году и 1880 году подписали съезды представителей осетинского народа.

 Многие современники считали, что систематические беседы православного духовенства с народом о калыме позволят быстрее его искоренить. Учитель Харитон Уруймагов в своей статье о калыме писал, что обычай купли невест скорее и вернее придет в упадок благодаря этим собеседованиям, чем под влиянием репрессивных воздействий[30].

В своем отчете за 1889 год о. М. Сухиев отмечал, что религиозно-нравственное состояние прихожан с каждым годом повышается: «нравы паствы Владикавказского благочиния видимо смягчаются: случаев женитьбы на вдовах своих родственников уже не замечается; реже стали насильственные увозы женихами девиц; двоеженство совсем исчезает; разорительные расходы на поминках мало-помалу оставляются и заменяются пожертвованиями на святое дело»[31].

Отец Михаил уделял большое внимание миссионерской деятельности, часто совершая миссионерские поездки по своему многонаселенному благочинию. В 1890 году во Владикавказское благочиние входило 11 приходов (Владикавказский, Гизельский, Ольгинский, Батакоюртовский, Даргкохский, Хумалагский, Даллаковский, Хидикусский, Даргавский, Санебский и Георгиевский (поселок). Кроме Владикавказского благочиния было еще Ардонское благочиние из 6 приходов (благочинный о. А. Гатуев), Дигорское благочиние из 9 приходов (благочинный о. Г. Сикоев)[32].

В ходе одной из таких поездок в 1890 году о. М. Сухиев собрал сведения о количестве вовлеченных в магометанство христиан, которые самовольно в разное время поселились в мусульманских селениях. В пяти мусульманских селениях было выявлено сорок таких дворов. С их жителями о. Михаил провел собеседования о православной вере, разъясняя им последствия вероотступничества. В 1889 году стараниями благочинного и приходских священников в православие было вновь обращено 70 мусульман,[33] в 1890 году – 40[34]. Всего во Владикавказском благочинии в 1890 году насчитывалось 11 тыс. мусульман.

В качестве благочинного о. М. Сухиев участвовал в освящении церквей. Так, 10 ноября 1885 года в числе семи священников, возглавляемых епископом Иосифом, он принял участие в освящении новой каменной церкви в с. Ольгинском[35].

В 1884 году священник М. Сухиев торжественно освятил  Георгиевское знамя с надписью «за отличие в Турецкую войну 1877–1878 годов», пожалованное императором Александром II Осетинскому дивизиону 8-го августа 1878 года «за оказанные подвиги мужества и храбрости» в Дунайской войне[36].

Освящение знамени состоялось во Владикавказе в присутствии участников Осетинского дивизиона и представителей от всех 53 приходов Осетии. В своем обращении священник Михаил Сухиев указал на готовность осетин "служить родине, особенно тогда, когда такая помощь требуется. По зову царя наш народ, всегда верный долгу, собрался …. на войну. Кто оставил дома своих престарелых родителей, кто жену и детей... Сам государь император был очевидцем той храбрости и отваги, которую проявила наша Осетинская дивизия на поле брани и за это, помимо отдельных наград и производства в чинах, наша дивизия целиком была пожалована знаменем Святого Георгия"[37].

Большое внимание о. М. Сухиев уделял педагогической деятельности. При переезде в г. Владикавказ ему был доверен пост смотрителя и законоучителя Владикавказской осетинской женской школы, которую протоиерей А. Колиев открыл в 1862 году для обучения девочек-осетинок грамоте на родном языке.

Назначение о. М. Сухиева настоятелем церкви и смотрителем церковно-приходской школы совпало с преобразованием школы. В 1866 году Общество восстановления православного христианства на Кавказе преобразовало ее в двухклассную школу с пансионом. Позже она стала трехклассной школой с пансионом и стала именоваться Ольгинской, поскольку была принята под покровительство великой княгини Ольги Федоровны (супруги председателя Общества – великого князя Михаила Николаевича). В то же время школа перешла в новое более просторное помещение. Если при открытии школы в ней обучалось всего 10 учениц, то уже в 1868 году в ней насчитывалось уже 30 воспитанниц, из которых 24 были осетинки, остальные – русские[38]. Одной из учениц была дочь о. М. Сухиева Надежда.

О. Михаил как смотритель школы распределял финансы, выделяемые школе Обществом, организовывал весь  быт и учебный процесс. Ни один вопрос, касающийся школы, не решался без его участия. Так, в июле 1868 года смотритель принял под расписку церковно-богослужебные книги, переданные в Ольгинскую школу из упраздненного Владикавказского духовного училища[39]. В сентябре того же года о. М. Сухиев подал рапорт об оставлении учениц школы в своих классах еще на один год и о поручении старшей из воспитанниц школы Дарье Бабиевой в свободные от уроков часы заниматься обучением чтению вольноприходящих учениц[40].

Поскольку заботы по школе стали требовать все больше времени и усилий от о. М. Сухиева, который одновременно служил в церкви и был Владикавказским благочинным, в 1868 году он сложил с себя обязанности смотрителя школы, но остался работать в школе учителем Закона Божия[41]. Должность смотрителя школы была упразднена, школа в учебном и воспитательном отношениях была непосредственно подчинена Владикавказской реальной прогимназии[42].

В должности учителя Закона Божия в Ольгинской женской школе о. Михаил продолжал оставаться еще многие годы. Сохранилась фотография, сделанная в 1873 году, на которой изображены учителя Ольгинской осетинской женской школы (священник М. Сухиев, учитель Бигаев, учительница У. Аликова), попечитель школы Попов и начальник Терской области Эглау[43].

За заслуги в области просвещения о. М. Сухиев неоднократно получал благодарности и поощрения Духовного комитета Общества восстановления православного христианства на Кавказе. В 1878 году он был награжден орденом св. Анны 3 степени и наперсным крестом.

В архиве сохранилось ходатайство попечительницы школы М.Б. Свистуновой о награждении священника М. Сухиева орденом св. Анны 2 степени, которое было направлено ею в 1879 году экзарху Грузии архиепископу Иоанникию (Рудневу)[44]. В нем отмечены заслуги о. М. Сухиева на ниве просвещения, приложившего немало труда и энергии к тому, чтобы осетины стали отдавать своих дочерей в школу. В ходатайстве подчеркивалось, что «священник Сухиев, став во главе осетинского духовенства, не только способствовал немедленному открытию школы, но много положил труда, энергии и даже собственных материальных средств, чтобы привлечь в школу женское поколение осетинского племени»[45].

Кроме обучения учениц Закону Божию, о. М. Сухиев с сентября 1878 года без дополнительной оплаты стал преподавать в школе еще осетинский и церковно-славянский языки.

Важное место в деятельности о. М. Сухиева занимал перевод богослужебной литературы на осетинский язык. О. Михаил был одним из немногих знатоков осетинского языка, который он изучал во Владикавказском духовном училище и в Тифлисской духовной семинарии. Вместе со священником А. Колиевым и диаконом А. Аладжиковым о. М. Сухиев помогал архимандриту Иосифу освоить новый для него осетинский язык по грамматике А.М. Шёгрена. Архимандрит Иосиф «скоро усвоил все правила осетинской грамматики и написал сам букварь на этом языке с русским переводом для школ»[46].

В 1860 году о. М. Сухиев вошел в состав Комитета по переводу на осетинский язык священно-церковных и учебных книг, который образовал архимандрит Иосиф по  распоряжению экзарха Грузии архиепископа Евсевия (Ильинского).

О. М. Сухиев вместе с архимандритом Иосифом и священником А. Колиевым, диаконом А. Аладжиковым, учителем С. Жускаевым немало потрудились над исправлением перевода на осетинский язык Литургии Иоанна Златоуста, сделанного Д. Чонкадзе. Издание в 1861 году в Тифлисе этой богослужебной книги имело огромное значение, поскольку священники осетинских приходов получили возможность совершать главную церковную службу – Литургию – на осетинском языке. После рассылки «Литургии Иоанна Златоуста» по осетинским приходам церковные власти вменили местному духовенству в обязанность совершать богослужения на осетинском языке[47].

Архимандрит Иосиф распределил между членами Комитета обязанности по переводу на осетинский язык разных богослужебных книг. О. М. Сухиеву он поручил заняться переводом «а) последования, како принимать к православной вере приходящих от магометан и б) часослова»[48].

В «Отчете Общества восстановления православного христианства на Кавказе» за 1862 и 1863 годы» в разделе «Перевод священно-церковных книг на горские языки» отмечалось, что священник Сухиев перевел часослов.[49] Перевод часослова прошел строгую цензуру переводческой комиссии, которая пришла к заключению, что он местами очень удачен и что чтение псалмов производит определенное впечатление. Часослов был принят к печати 5 декабря 1863 года и опубликован в Тифлисе в 1867 году.[50].

Главное внимание членов владикавказского переводческого Комитета в этот период было сосредоточено на исправлении опубликованного в 1861 году в Тифлисе неудачного перевода на осетинский язык «Святого Евангелия», сделанного Г. Мжедловым. Архимандрит Иосиф, о. А. Колиев, о. М. Сухиев, о. А. Аладжиков, диакон Г. Караев, учителя С. Жускаев и Г. Кантемиров исправили осетинский перевод «Святого Евангелия». 28 января 1863 года архимандрит Иосиф в рапорте экзарху Грузии Евсевию сообщал, что священник М. Сухиев участвовал в переводах Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка[51]. В 1864 году «Святое Евангелие» на осетинском языке в новой редакции было издано в Тифлисе, в большом формате – для церквей, и в меньшем – для школ[52].

В «Отчете Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1865 год» отмечалось, что священником Михаилом Сухиевым была переведена «Вторая книга царства» и др.[53] .

С 1866 года о. М. Сухиев стал председателем Цензурного комитета по переводу на осетинский язык богослужебной и учебной литературы[54].

В 1878 году священники Михаил Сухиев и Косьма Токаев были цензорами «Катехизических поучений», которые архимандрит Иосиф составил на осетинском языке и издал на собственные средства[55]. «Катехизические поучения» были отпечатаны усовершенствованным алфавитом А.М. Шёгрена, который архимандрит Иосиф сократил на 11 букв. «Теперь, – писал преосв. Иосиф в 1878 г., я сделал опыт, отпечатав русским алфавитом две первые мои вступительные беседы. Осетинский перевод их просмотрен и исправлен священниками-осетинами Токаевым и Духиевым (Сухиевым – Л.Г.). По обсуждении священниками предложения моего о замене осетинского Шегреновского алфавита вполне русским и сделанного мною опыта оказывается, что это очень удобно и во всякой типографии можно будет печатать. Русский перевод хорошо передает все звуки осетинского языка. И в школах одновременно и легко будут изучаться как русская, так и осетинская грамматика»[56].

Издание представляло собой еженедельную газету малого формата. Всего за 1878 год вышло 52 номера. Эта церковная газета, отвечавшая всем требованиям периодического издания, считается первой частной газетой Терской области, положившей начало осетиноязычной периодике[57].

 «Катехизические поучения» стали большим подспорьем при подготовке священников к проповедям. Определенное количество газетных номеров доставлялось в Южную Осетию.[58] 

В 1881 году цензурный комитет, в состав которого вместе с о. М. Сухиевым  входили священники К. Токаев, А. Цаликов и И. Дзампаев, одобрил издание во Владикавказе на осетинском языке книги архиепископа Иосифа «Краткая Священная история Церкви Божией Ветхого Завета»[59]. В 1881 году цензурный комитет в том же составе, включая священника А. Гатуева, разрешил к изданию другую книгу архиепископа Иосифа «Священная история Церкви Божией Нового Христова Завета»[60]. В том же году обе книги были изданы во Владикавказе.

Священник Сухиев также собирал материал для «Русско-осетинского словаря с краткой грамматикой», над составлением которого епископ Иосиф трудился многие годы. Участие священников Михаила Сухиева, Косьмы Токаева, Александра Цаликова и Алексея Аладжикова в работе над словарем епископ Иосиф отметил в предисловии к четвертому изданию[61].

Семья о. М. Сухиева состояла из супруги (урожденной грузинки княжеского происхождения), сыновей и двух дочерей[62]. Родная сестра супруги о. Михаила была замужем за священником Александром Цаликовым. Давние дружеские и родственные отношения связывали о. М. Сухиева с Коста Хетагуровым. Сестра о. Михаила Кызмыда Гаврииловна Хетагурова-Сухиева была замужем за отцом  Коста – Леваном Хетагуровым. Некоторое время Коста жил в доме о. Михаила во Владикавказе.

Последний год своей жизни о. М. Сухиев тяжело болел туберкулезом. Обязанности настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской) вместо него исполнял священник Александр Цаликов, переведенный летом 1992 года из владикавказского Старо-Преображенского собора.

Священник Михаил Сухиев скончался 11 июня 1893 года. Через два дня в ограде церкви Рождества Богородицы (Осетинской) в фамильном склепе  состоялось его погребение, на котором присутствовало почти все духовенство Осетии во главе со смотрителем Александровского осетинского духовного училища в с. Ардон архимандритом Иоанном (Алексеевым) и большое число прихожан[63]. Могила о. Михаила Сухиева была утрачена в советский период.

Священник Михаил Сухиев около 30 лет был настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской) и возглавлял владикавказское благочиние, в которое входило около половины всех осетинских приходов. Протоиерей А. Гатуев писал, что «священник Сухиев …весьма ревностно и продолжительно послужил Осетии»[64]. Активная миссионерская и просветительская деятельность о. М. Сухиева отмечалась в отчетах Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Его заслуги высоко оценивал епископ Иосиф. 11 октября 1887 года в своей речи на открытии Александровского духовного училища в с. Ардон он указал на о. Михаила Сухиева как на одного из осетинских пастырей, который был его сподвижником, переводчиком богослужебных книг на осетинский язык и ревностным проповедником слова Божия осетинам[65].

Миссионерская и просветительская деятельность о. М. Сухиева рассмотрена в статьях Л.К. Гостиевой[66].

Священник Михаил Сухиев – миссионер, просветитель, педагог – многое сделал для развития Православия и просвещения дореволюционной Осетии.

 

 

[1] НА СОИГСИ. Ф. Лингвистика. Оп. 1. П. 33. Д. 58. Л. 7.

[2] ЦГА РСО-А. Ф. 290. Оп. 1. Д. 211. Л. 80об.

[3] ЦГА РСО-А. Ф. 149. Оп. 1. Д. 359. С. 1, 1об, 2.

[4] Гатуев А., свящ. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ, 1901. С. 49.

[5] Там же. С. 2, 3.

[6] НА СОИГСИ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 55. Л.5–6.

[7] Шёгрен А.М. Осетинская грамматика с кратким словарем осетинско-русским и российско-осетинским. Спб, 1844.

[8] ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 7. Д. 247. С. 2.

[9] Гатуев А., свящ. Указ. соч. С. 59.

[10] Там же. С. 59.

[11] С.Х.Ц. [Священник Х. Цомаев] Протоиерей Георгий Итониев // ВЕВ. 1917. №2. С. 89. 

[12] Гатуев А., свящ. Указ. соч. С. 61.

[13] ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 62. Д. 230. С. 107.

[14] Попов И., свящ. Преосвященный Иосиф, Епископ Владикавказский (1821–1890). Киев, 1902. С. 38.

[15] НА СОИГСИ. Ф.10. Оп.1. Д.66. Л.7об.

[16] Там же. Л.20.

[17] НА СОИГСИ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 70. Л. 6.

[18] ЦГА РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 2113. Л. 1–6.

[19] ЦГА РСО-А.  Ф. 11. Оп. 62. Д. 266. Л. 10.

[20] ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 6. Д. 910. Л. 1.

[21] ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп. 62. Д. 266. Л. 10, 10об.

[22] Статьи неофициальной части «Терских ведомостей» за 1875 год. Владикавказ. С. 275.

[23] ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 62. Д. 2379. Л. 49об.

[24] Попов И. ., свящ. Указ. соч. С. 46.

[25] НА СОИГСИ. Ф. Гатуева А. Оп. 1. Д. 3. Л. 1–4.

[26] НА СОИГСИ. Ф. Лингвистика. Оп. 1. П. 33. Д. 77. Л. 1–87.

[27] Гатуев А., свящ. Указ. соч. С. 59.

[28] Попов И., свящ.   Указ. соч. С. 48.

[29] Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1889 год. Тифлис, 1890. С. 94–95.

[30] Хабос Еще о калыме в Осетии // ТВ. 1900. №13.

[31] Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1889 год. Тифлис, 1890. С. 95.

[32] Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1890 год. Тифлис, 1891. С. 294–296. 

[33] Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1889 год. Тифлис, 1890. С. 94.

[34] Отчет Общества восстановления православного христианства на Кавказе за  1890 год. Тифлис, 1891. С. 184.

[35] ТВ. 1885. №92. 14 ноября.

[36] Баев Г. Боевая служба осетин. Владикавказ, 1991. С. 43–44.

[37] Гутнов Ф.Х. Века и люди: Из истории осетинских сел и фамилий. Владикавказ, 2001. С. 56.

[38]  НА СОИГСИ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 43. Л. 25.

[39] ЦГА РСО-А. Ф. 263. Оп. 1. Д. 2. Л.  21.

[40] НА СОИГСИ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 43.Л. 26.

[41] ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 7. Д. 247. Л.1–1об.

[42] НА СОИГСИ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 43.Л. 27.

[43]Там же. Л. 22.

[44] ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 7. Д. 247. Л. 3–5.

[45] Там же. Л. 3об.

[46] Гатуев А., свящ. Указ. соч. С. 60.

[47] Платонов А.И. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860–1910 гг. Тифлис, 1910. С. 159.

[48] На СОИГСИ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 62. Л. 12.

[49] На СОИГСИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 216. С. 11.

[50] Сахæтты аргъуыды æгъдау (Часослов на осетинском языке). Издание Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Тифлис, 1867.

[51] НА СОИГСИ. Ф. Лингвистика. Оп. 1. П. 33. Д. 58. Л. 7.

[52] Сыгъдæг Евангелие. Святое Евангелие. Тифлис, 1864.

[53] НА СОИГСИ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 66. Л. 7.

[54] Гатуев А., свящ. Указ. соч. С. 103.

[55] Иосиф, епископ Владикавказский. Катехизические поучения. Владикавказ, 1878. (на осет. яз.).

[56] Попов И., свящ.  Указ. соч. С. 69.

[57] Таказов В.Д. Журналистика и литературный процесс в Осетии (вторая половина Х1Х – начало ХХ в.). СПб., 1998. С. 41.

[58] ЦГА РСО-А. Ф. 224. Оп. 1. Д. 18. Л. 2.

[59] Краткая Священная история Церкви Божией Ветхого Завета, составленная и изложенная на осетинском языке Иосифом Епископом Владикавказским. Владикавказ, 1881.

[60] Священная история Церкви Божией Нового Христова Завета. Составлена и изложена на осетинском языке Иосифом Епископом Владикавказским. Владикавказ, 1881.

[61] Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой / Составил Иосиф, епископ Владикавказский. Владикавказ, 1884. С. 1.

[62] Сухиев Михаил Михайлович (1868–24.02. 1890) – сын о. М. Сухиева, умер от раны в возрасте 22 лет, был захоронен в семейном склепе в церковной ограде владикавказской церкви Рождества Богородицы (Осетинская церковь) // ЦГА РСО-А. Ф. 296. Оп. 1. Д. 118 Л. 39об, 40.

Сухиева Вера Михайловна (15.11.1865–26.06. 1891) – дочь о. М. Сухиева, в замужестве Аликова. Вера была близкой подругой Анны Поповой, которую любил К. Хетагуров.

Сухиева Надежда Михайловна – дочь о. М. Сухиева. Окончила Ольгинскую женскую гимназию.

[63] ЦГА РСО-А. Ф. 296. Оп. 1. Д. 118. Л. 204.

[64] Гатуев А., свящ. Указ. соч. С. 103

[65] Там же. С. 103

[66] Гостиева Л.К. Священник Михаил Сухиев // Дарьял. Владикавказ, 2008. №5. С. 178–193; Она же. Миссионерская и просветительская деятельность священника Михаила Сухиева // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2009. №30. С. 130–145