В праздник Иверской иконы правящий архиерей совершил Литургию в храме равноапостольного князя Владимира

26 октября 2023 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира исторической архиерейской резиденции г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в храме всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев и клирик храма иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора – иерей Георгий Кудзагов (руководитель службы протокола Владикавказской епархии), диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Иверская икона необычна тем, что на лике Божией Матери мы видим рану. И можно сказать, что Иверская икона подобна образу Распятия Спасителя – так же мы видим на Кресте Распятого Христа. И как мы поклоняемся Кресту Господню, точно также мы поклоняемся и Пресвятой Богородице, видя на Ее лике рану, нанесенную копьем нечестивца. Если продолжить данное сравнение, то эти раны Спасителя и Матери Божией знаменуют в некотором смысле отношение человека к Богу. Парадоксально, но человек может ранить Бога и даже убить Его.

Как это возможно? Философы говорят, что это безумие. Иудеи, почитающие Единого Бога, говорят, что это какое-то издевательство, юродство, такого не может быть. Как может человек поднять руку на Бога, а Бог, не сопротивляясь, принять рану от человека? Это возможно только в одном случае – если Господь настолько любит созданный Им мир и Свое творение, что готов Самого Себя принести в жертву этому творению. И Матерь Божия, всецело подражая Божественной любви Своего Сына к человеческому роду, тоже попускает нечестивой руке нанести Ей рану.

Еще задолго до крестных страданий Спасителя Матерь Божия принесла Своего Сына в храм Иерусалимский, где праведный Симеон Богоприимец сказал Ей: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2,35). Действительно, сердце Божией Матери поражается непрестанно оружием человеческого нечестия, греха, восстанием человека против Бога, желанием свергнуть с себя благое иго Христа и остаться якобы свободным. Но происходит нечто обратное: человек, свергающий с себя благое и легкое иго Христово, которое Сам Господь несет вместе с человеком, порабощает себя куда более тяжкому игу – греху, «ибо кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2,19).

Доколе это будет продолжаться? Доколе Господь будет терпеть поругание и над Ним, и над Своей Матерью, и над святыми, которых убивают во все века? Иногда кажется, что человеческая история – это какая-то дурная бесконечность. Как только в какой-то стране возобладает благочестие, люди придут в Церковь – вдруг все меняется: приходит нечестивый правитель, и начинаются гонения. Христиан истребляют со звериной жестокостью, и поражаешься – откуда это зверство берется? Откуда оно взялось, например, в 1917 году, когда благочестивый, казалось бы, народ русский воздвиг руки свои и на Царя Помазанника, и на священников и архиереев, разрушал церкви и диком исступлении радовался, что земля его поругаема? И не только в Русской земле это происходило. Посмотрите на историю всего мира, и не только православного. Католический мир то же самое переносил. Так, в Испании, крайне благочестивой католической стране, коммунисты, пришедшие к власти, творили те же самые зверства со своим духовенством. Как это понимать? Почему Господь все это терпит, почему попускает, почему человек безбоязненно наносит раны Богу и Божией Матери?

Господь терпит. Он «долготерпелив и многомилостив (Пс.102,8) и желает, чтобы люди все-таки пришли к Нему свободно. Не насилием подчинены были вере Христовой, чтобы их не принудили из страха и боязни молиться Богу. Самая свободная, самая уважающая человека вера – это вера Христова. Люди, изучающие религии, наверное, со мной согласятся, ибо нигде нет такого необыкновенного уважения к человеку со стороны Бога. И как часто человек отвечает хамством в адрес Бога, совершает грех Хамов, обнажает своего Отца, ругается Ему! А Отец терпит. Но, думаю, что терпение Господне не бесконечно. Об этом говорит притча о пшенице и плевелах, Господь не желает ни одного благого растения истребить вместе с плевелами. Об этом говорит и притча о мере, что какой мерой человек мерит, такой же мерой отмерится и ему. Мера долготерпения Господа наполняется. Судя по тому, что сейчас в мире происходит, неизвестно, сколько времени нам еще остается, но, похоже, что время уже кратко, поскольку мера человеческого беззакония, подошла к самым краям этой мерной чаши. Но, тем не менее, мы не знаем ни сроков, ни времен. И во многом зависит от нас, будет ли эта мера наполняться или все-таки еще Господь потерпит нас.

Господь ждет ответа человека, и чем тщательнее будем мы исполнять заповеди Христовы, тем больше Господь даст возможности и нам, и нашим детям быть с Богом, со Христом, спасаться. И быть может, и нашим внукам и правнукам, потому что это зависит от личного благочестия каждого человека. Мы не должны наносить Господу раны своим грехом, должны исправляться, чтобы раны Христовы, которые будут нам явлены во Втором Пришествии как знаки Его победы над смертью, не были нанесены Ему нами. Исполнение заповедей Христовых – это те елей и вино, которые некогда добрый самарянин излил на израненного человека. Мы тоже приносим Господу свою любовь, послушание, верность Его заповедям как некое масло и вино, которые Господь вменяет Себе в исцеление. Все, что мы делаем ближнему – доброе или злое – Господь принимает на Себя, Матерь Божия принимает на Себя. Любая укоризна, обида, любое насилие, которые мы творим ближнему – это та рана, которую нечестивый воин нанес некогда в лицо Божией Матери. Это те самые раны, которыми изранили Христа. Поэтому мы должны понимать, что такое грех. Это не просто ошибка, некий наш навык, привычка. Это то самое копье, которым мы бьем в лицо Божией Матери, те самые гвозди, которые мы вбиваем в руки и ноги Христовы. Если мы чаще будем об этом размышлять, то нас будет останавливать то, что не просто мы кого-то осудили, обидели – мы толкнули Христа. Он несет Свой Крест, а мы Его толкаем, делаем этот Крест более тяжелым. Матерь Божия протягивает нам Свои материнские руки, а мы бьем по ним, не желая принять Ее любовь. Поэтому исправляясь от греха, мы становимся добрыми и верными детьми, чадами Божиими.

Кажется, что все это поэтические образы, которые часто церковные писатели используют, чтобы красиво описать наше отношение к Богу, почить святых. Но это не метафора, а действительность: либо мы чада Божии, либо чада неприязни. Выбрать можно только одно из двух. Среднего пути – остаться в сторонке, постоять и переждать – не получится. Человек либо с Богом, либо без Него. Нет среднего состояния. Поэтому в нынешний праздник еще раз хочу напомнить о том, что все мы должны внимательно относиться к своей жизни, к ближним, к своему христианскому призванию. Ведь не зря мы в Таинстве Крещения отрекались от сатаны и сочетались Христу. Да не будет же наша жизнь посмеянием над теми обетами, которые мы некогда давали! Будем же верно хранить эти обеты до самого последнего своего вздоха! А если кто-то из нас в чем-то ошибается, то давайте поскорее исправляться, потому что время кратко и терять его не стоит».