Вечером 2 марта 2023 года, в четверг первой седмицы Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил великое повечерие с чтением четвертой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Святого Пророка Божия Илии г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили клирики храма.
«Четыре дня подряд мы слышали Великий канон Андрея Критского, - обратился к прихожанам Владыка. - Для того, чтобы мы бодренно прошли поприще поста, св. Андрей составил замечательный канон, в котором более двух сот тропарей, множество примеров из Ветхого и Нового заветов, побуждающих нас восстать, проснуться, открыть свои глаза, оглядеться вокруг, а прежде всего, поглядеть на самих себя: где мы находимся? Далеко ли мы от Небесного Иерусалима? По той ли дороге мы идем?..
Что приводит к тому, что мы забываем о Боге? То, что мы много думаем о самих себе. В четвертой песне канона Св. Андрей нашел замечательное слово, чтобы описать это состояние, в котором, к сожалению, мы часто прибываем: самоистукан. Истукан – это некая статуя, идол, которому покланяются язычники. А самоистукан – это то, когда человек сам себя делает идолом. То есть вместо того, чтобы покланяться Богу, мы думаем о самих себе. Вместо того, чтобы заботиться о ближнем, мы, опять-таки, переносим любовь, данную нам для того, чтобы охватить весь мир, в первую очередь на самих себя. И получается так, что вместо поклонения Единому Истинному Богу, мы кланяемся самим себе, собственным страстям, и забываем о Боге. И превращаемся в конце концов, в соляной столп, как жена Лота.
Так вот не дай Бог, братья и сестры, остаться нам в таком состоянии. Постараемся же это состояние в себе преодолеть, посмотреть вокруг себя, отнестись к ближним действительно как к образу Божию, исполнить заповеди, о которых церковь нам постоянно, ежедневно напоминает: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всею душою твоею, и ближнего своего, как самого себя. Поэтому-то люди и узнают, что мы христиане, а не просто какая-то группа товарищей, которая зачем-то приходит в храм. Нет. Мы должны приходить в храм одними, а выходить другими – более украшенными этой добродетелью – любовью. Мы должны из храма, напитавшись здесь благодатью Божьею, выносить любовь в мир и обращать ее на тех людей, которые живут без любви. Мир холоден, в нем царят другие нравы… Наша же миссия, как христиан, во время Великого поста преобразить свою душу так, чтобы, выходя в этот мир, мы становились источниками Божественного света, чтобы мир освещался и согревался от нас. Вот это самое главное. Если это происходит, значит жизнь наша не напрасна.
И Господь каждому из нас дает какой-нибудь особенный дар, который мы должны преумножить. А это происходит в том случае, если мы изливаем любовь нашего сердца на наших ближних. В этом, наверное, и есть один из главных смыслов поста: дать своей душе пробудиться, постараться бодренно идти по пути исполнения Христовых заповедей и освещать этот мир тем добром, которое Господь бесконечно излил на нас!», - отметил Архиерей.