Архиепископ Герасим возглавил престольные торжества в Покровском храме г. Владикавказа

14 октября 2024 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в Покровском храме г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в Покровском храме всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии, благочинный Покровского округа, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Владикавказа иерей Рустик Фенченко, благочинный Иристонского округа протоиерей Константин Джиоев, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, благочинный Моздокского округа протоиерей Артемий Пономаренко, благочинный Ардонского округа протоиерей Иаков Фрилинг, благочинный Октябрьского округа иерей Димитрий Хестанов, ключарь храма равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора и храма Покровского храма г. Владикавказа.

Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Мельник. Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского храма г. Владикавказа под руководством регента Златы Фенченко.

По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг храма. Затем правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Мы празднуем Покров, знак защиты Матери Божией. Слова Своего Сына, сказанные Ей со Креста: «Жено! се сын Твой» (Ин.19,26), Она и по сей день, и во веки веков будет исполнять. Мы все, как дети, вверены Матери Божией, и Покров Ее над нами неизменно пребывает. И когда мы начинаем колебаться и сомневаться, то Господь посылает нам Ее чудотворные иконы, а их на Руси около двухсот, или видения, подобные тому, какое видел святой Андрей во Влахернском храме. Матерь Божия верна Своему слову, как верен Господь. Нет ни единого ложного слова в Евангелии, и нет ни единого поступка или действия у Пресвятой Богородицы, которое было бы неправильным.

Сегодня мы читаем за Литургией евангельское зачало, которое положено читать на Богородичные праздники. В нем говорится о том, как некая женщина восклицает, обращаясь к Христу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11,27-28). Неужели Господь Свою Матерь равняет с нами или принижает Ее по сравнению с слушающими и исполняющими слово Божие? Безусловно, нет. Но тем самым Он дает особенный знак и надежду, что все мы, независимо от происхождения, знатности, богатства, учености, можем приблизиться к той славе, которая есть у Пресвятой Богородицы.

Не только рождение по плоти Христа Спасителя прославляет Матерь Божию. Уже и по одному этому Она велика между девами и женами. Но мы хорошо знаем церковное предание о жизни Пресвятой Богородицы. С самого младенчества воспитывалась Она в храме. Именно воспитание сделало Ее такой, что Она в нужный, самый ключевой момент существования мира сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38). И совершилось великое чудо: Спаситель мира пришел.

Воспитываясь в слове Божием, не только по  плоти величаясь друг перед другом, мы можем стать на высоте славы Божией. Только нужно внимательно слушать слово Божие и, главное, исполнять его. Мы можем приблизиться к славе святых, и это не трудно. Главное, слышать, что Господь нам говорит. «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф.13,9). Все мы способны слышать. Но каждый ли из нас способен слагать в сердце то, что он слышит? Нам необходимо иметь сокровище сердечное, некую кладовую, в которую мы бы складывали слово Божие как драгоценное золото, а потом бы независтно раздавали его тем, кто в нем нуждается. И делали бы это не только словесно, но и поступками, творили милостыню, поддерживали тех, кто в скорби, утешали и защищали обижаемых. Призывали бы к страху Божию обижающих и свидетельствовали бы своей жизнью о правде Божией.

Правда Божия созвучна с настроением всех людей. Как мы радуемся, когда справедливость торжествует! Чувство справедливости и желание правды заложено в нашем сердце. Как скорбит и возмущается оно, когда мы видим неотмщенную злобу! Это потому, что Господь создал нас такими, чтобы мы никогда не радовались неправде, но ликовали об истине. Поэтому нам нужно исправлять себя в согласии со словом Божиим, чтобы и истину мы понимали правильно, и правда у нас была не правдой человеческой, а вечной правдой Божией.

Господь говорит Марфе: «Заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть» (Лк.10,41-42). Если вырвать эти слова из контекста, то, кажется, что Господь осуждает за внешнее делание. Но Господь сказал эти слова Марфе в тот момент, когда она помешала беседе с Марией. Помешала ей услышать то слово Божие, которое та слагала в своем сердце. В этот момент нужно отложить все, как мы поем во время Литургии: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Не место в храме думать о житейском. Но, выйдя наружу, неужели мы должны забыть о житейском? Нет, конечно. Когда Христос приходит воскресить Лазаря, первой Его встречает Марфа и зовет к Нему Марию. И делание, и молитва должны совмещаться в нашей жизни. Одно другому не должно мешать, потому что правда Божия состоит в том, чтобы мы созидали доброе, делали прекрасным мир, а в сердце слагали глаголы жизни вечной, которые бы и освящали наши дела. В таком смысле мы можем уподобиться святым и Богородице. Апостол призывает нас расти «в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13). Вот этот путь: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11,28).Слышащие – дело Марии. Исполняющие – дело Марфы. Это должно совмещаться в нужное время. «Всему свое время» (Еклл.3,1). Время молиться, и время делать, и время молиться во время делания. Одно другому не должно препятствовать. Столь гармонично возрастая «в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13), самого прекрасного Человека на Земле и самой прекрасной Матери – Пресвятой Богородицы – мы освятимся и будем подлинно чадами Божиими. Именно такими Господь нас и хочет видеть.

Дай Бог, чтобы эти слова, действительно, слагались в нашем сердце. Чтобы, выйдя за церковный порог, мы не предавались укоризнам, сплетням. В этом мире Господь столько всего дарует, что все достанется. Уступим другому, и Господь воздаст нам сторицей! Сделай добро для ближнего – и получишь даже больше, чем предполагал. Получишь мир сердечный, радость, которая заменит печаль, бодрость вместо уныния. Если все это делается ради Христа, то Господь неложен: что Он обещал, то исполнит. Давайте верить Евангелию и жить по нему, и тогда мы, действительно, будем самыми счастливыми людьми на Земле! Этого христианского счастья я желаю вам от всей души в великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы!»

Далее иерей Рустик Фенченко поздравил архиепископа Герасима с третьей годовщиной его архипастырской хиротонии и зачитал приветственный адрес от лица духовенства епархии и сотрудников епархиального управления:

«Сердечно поздравляем Вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы и третьей годовщиной Вашей епископской хиротонии!

Приняв свое архиерейское рукоположение в день этого великого Богородичного праздника, Вы совершаете свое архипастырское делание на земле Алании под омофором Божией Матери, проявляя себя, как искусный церковный кормчий и пламенный проповедник, свято следующий стезями Пастыреначальника Христа. Ваше усердное служение Православной Церкви, которое Вы восприняли о Господе (Кол.4,17), является подвигом неустанного свидетельства о Христе, жертвой приятной и благоугодной Богу (Флп.4,18). Оно снискало Вам милость и благоволение Божие, искреннюю любовь клира и мирян.

Ныне Вы находитесь в возрасте расцвета архипастырских дарований и исполнены новых высоких замыслов для вящих трудов во благо Церкви и Отечества.

В этот знаменательный день молитвенно желаем Вам духовной радости о Господе, неизменной помощи Божией в несении святительского служения, крепости душевных и телесных сил, мира и долгоденствия!».