газета "Северная Осетия"
07.12.2017
…Попробовать вглядеться сквозь толщу веков в лица предков. Представить: а какими они были? чем дорожили, что любили, как жили, за что сражались и умирали, какие святыни чтили? какой у того, что мы сегодня называем своим национальным менталитетом и самосознанием, исторический и духовный фундамент?
И не просто представить, но и реконструировать все это силой своего творческого воображения на холсте и бумаге – ярко, достоверно, убедительно и захватывающе. Оживить. "Очеловечить"…
Именно такую задачу поставил перед своими участниками почти десять месяцев назад конкурс живописи и графики "Алания: образы прошлого", объявленный в республике 17 февраля 2017 года Владикавказской и Союзом художников Северной Осетии в рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании. Во вторник, 5 декабря, выставка, знакомящая владикавказцев с его итогами, открылась в выставочном зале СХ РСО–А на проспекте Коста.
Как в свое время уже рассказывала читателям "СО", целей у конкурса три. Во-первых, как обозначено в положении о его проведении – "поддержка художников, работающих в традициях отечественного изобразительного искусства". Для чего одним из его организаторов, Владикавказской епархией, был сформирован весьма солидный премиальный фонд, призванный простимулировать конкурсантов в их стремлении к победе еще и материально: это 300 тысяч рублей. Во-вторых, нацеливание республиканских мастеров кисти на более глубокую разработку в своем творчестве историко-патриотической тематики. Ведь "социальный заказ" на это в обществе сегодня есть, обостренный и жаркий интерес к родной истории, в том числе древней и средневековой – тоже налицо, а вот по-настоящему качественных произведений на эту тематику профессиональными художниками республики создается, увы, немного. И получается, что эта почти непаханая целина фактически отдается у нас на откуп дилетантам, чьи представления, к примеру, о том, как выглядел идущий в бой скифский, сарматский или аланский воин, зачастую грешат откровенной "фэнтезийностью" – и чьи массово тиражирующиеся в Осетии работы на эти сюжеты нередко изобилуют такими зашкаливающими ляпами и "стремительными домкратами", что историки со стонами за головы хватаются… А третьей задачей конкурса, проводящегося навстречу столь значимой для республики и всего Северного Кавказа юбилейной дате, заявлено "формирование образа Алании – Осетии в современном искусстве как неотъемлемой части истории и культуры России".
Участие в нем приняли 17 художников – и молодых, и маститых, которые представили на конкурс в общей сложности 43 произведения. Среди них – такие, например, хорошо известные в Осетии имена, как Мурат Джикаев, Виктор Цаллагов, Юрий Кцоев, Валерий Кокаев, Жорж Гасинов, Аслан Дзиов, Павел Хасиев, Николай Василенко, Давид Харебов, Юрий Бигаев, Георгий Кайтуков, Зинаида Кулиева… Галерея образов, которыми вдохновлялась кисть конкурсантов – тоже самая широкая: от легендарного первопредка скифов Таргитая и мудреца Анахарсиса до Ос-Багатара и Задалески Нана, от аланского вождя Сангибана, под чьим предводительством конница аланов участвовала в 451 г. на стороне Рима в знаменитой битве с гуннами Аттилы на Каталаунских полях – до скифского царя Атея, от Коста и Сосланбека Едзиева – до героев Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Причем, как подчеркнули, открывая выставку, председатель СХ РСО–А, заслуженный художник России Таймураз Маргиев и директор Института истории и археологии РСО–А, доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров, одним из главных условий конкурса было как можно более тщательное и скрупулезное соблюдение его участниками в своих полотнах и графических листах не только духа, но и буквы исторической достоверности в отображении прошлого Алании. И с этой целью в течение года для конкурсантов специально организовывались встречи с учеными Института истории и археологии РСО–А, консультации с ними, экскурсии в Музей древностей Алании при СОГУ. Ведь утверждать на голубом глазу, как иногда это можно слышать, что "мы, к сожалению, очень мало знаем о том, какими были повседневный быт наших предков тысячу – две тысячи лет назад, одежда, оружие, конская сбруя, а потому тут открывается перед художником и писателем широкий простор для полета фантазии", мягко говоря, некорректно. Материал археологами и историками в этой области накоплен на сегодняшний день богатейший. И тесное сотрудничество художника и историка в этом направлении способно дать одни только добрые плоды, на чем сделали особый акцент в интервью "СО" и сами участники конкурса.
– Сабля, которая висит на поясе у Ос-Багатара у меня на полотне, "списана" с аланской сабли ХII века, хранящейся в Музее древностей Алании. Костюмы персонажей – тоже вполне реалистическое отражение аланского средневекового мужского костюма, реконструированного по материалам из раскопок Змейского могильника. Вплоть до орнаментов на сапогах – и золотых бубенчиков, которыми расшиты полы одежды, – рассказывает заслуженный художник РСО–А Виктор Цаллагов. На конкурс он представил картину под названием "Благословение": изображены на ней уходящие в бой Ос-Багатар, его свита и дружинники, которых благословляют на подвиги аланские старейшины, поднося царю, по древнему обычаю предков, меч и ритуальную чашу с пивом, и православный священник. – И когда я начал этот костюм подробно изучать, для меня это стало где-то даже просто потрясением: сколько всего изумительно интересного, оказывается, мы о нем не знаем! А одну только хоругвь со святым Георгием на картине я переписывал раза три. И в итоге остановился на том варианте трактовки образа святого Георгия, который сохранился до наших дней на фресках Нузальской часовни…
– Над композицией своей картины я, если честно, долго мучился. Первоначально была идея дать на ней именно сцену конного боя. Эпическую такую – и масштабную. Но в итоге остановился на другом решении: сделать портретную композицию скачущих в бой всадников, где внимание зрителя акцентировалось бы в первую очередь на показанных крупным планом лицах персонажей. И то, что эта композиция по своему решению подчеркнуто кинематографична и напоминает кадр из эффектного и зрелищного исторического блокбастера, тоже сделано сознательно, – поделился с "СО" в свою очередь Давид Харебов, автор картины "Конная лава Сангибана".
…"С самого начала мы не ставили задачу "привязывать" работы художников именно к православию. Хотя православие – это тоже часть истории нашей родины, Осетии – Алании. Нам важна вся наша история, указующая нам дальнейший путь, по которому нам волею Божией нужно идти", – подчеркнул, обращаясь к участникам и многочисленным гостям церемонии открытия выставки, священник Игорь Кусов, обратившийся к ним со словами приветствия от имени и по поручению архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида. Министр культуры РСО–А Руслан Мильдзихов проинформировал собравшихся о том, что руководством республиканского минкульта и епархии уже начата разработка совместного плана мероприятий по подготовке и проведению торжеств в честь 1100-летия Крещения Алании, и сотрудничать в этом направлении они намерены очень тесно и продуктивно. А итоги самого конкурса "Алания: образы прошлого" будут подведены конкурсной комиссией в течение недели, После чего – широко обнародованы. Всего конкурсных номинаций три: "Исторический образ-портрет", "История христианства Алании" и "Сюжетная композиция по истории Алании". В каждой номинации будут определены три лауреата. Размер денежной премии за 1-е место составит 50 тысяч рублей, за 2-е – 30, за 3-е – 20 тысяч рублей.
АВТОР: ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА