27 июня 2021 года Православная Церковь празднует Неделю Всех святых.
На Востоке появление памятей всех мучеников или всех святых относится к концу IV началу V вв. В проповеди святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», сообщается, что этот праздник совершается через неделю после Пятидесятницы. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина содержатся указания на празднование памяти всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий 411 г. указывает эту память в пятницу после Пасхи. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., 22 января указана память всех мучеников. Кроме того, 16 апреля в этом памятнике отмечается память «апостолов и всех святых, принявших их учение». Впоследствии в Православной Церкви установилась отмеченная уже у святого Иоанна Златоуста традиция праздновать память всех святых в 1-е воскресение после Пятидесятницы.
Продолжая собой празднование Пятидесятницы, неделя Всех святых указывает на то, что сонмы святых в разные эпохи просияли в мире по благодати Святого Духа. Уже в соборном служении Константинополя IX-XII вв. неделя Всех святых имела праздничный статус. В этот день соединяются два чинопоследования службы: воскресное и всех святых. Неделя Всех святых имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; она открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на Литургии читается Евангелие от Матфея.
В песнопениях недели Всех святых сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; некоторые песнопения посвящены святителям и преподобным. Для недели Всех святых создавались проповеди и поучения (известность кроме слова святого Иоанна Златоуста получили, например, слова Иоанна VIII Ксифилина, патриарха Константинопольского (ХI в.) и святителя Григория Паламы (XIV в.).
Священник Димитрий Кондратьев