1 октября 2023 года, в день памяти святых мучеников Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Владикавказа. Правящему архиерею сослужили: секретарь епархии иерей Рустик Фенченко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы благочинный церквей Иристонского округа протоиерей Константин Джиоев, руководитель службы протокола епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора и храма Рождества Пресвятой Богородицы.
По запричастном стихе проповедь произнес иерей Георгий Рамонов.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма Рождества Пресвятой Богородицы под руководством регента Т.М. Колиевой.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«В этом году возрожденный храм Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке отмечает 30-летие со дня своего освящения. Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память трех весьма значимых для Осетии святых – мучеников Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских. Я посчитал важным совершить литургию именно здесь, в Осетинской церкви, потому что это действительно святые сродники наши, те люди, которые засвидетельствовали в своей жизни действительно нечто великое и важное. Эти князья жили во времена жестокого гонения на веру на Кавказе, и многие люди, даже цари, принимали ислам, потому что боялись за свою жизнь, имущество и по малодушию изменяли вере. Святые Бидзина, Шалва и Элизбар православной вере не изменили и встали твердо, сражаясь за нее. По мирскому убеждению, им следовали скрыть свою веру. Но святой апостол Павел говорит: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10,10).
Часто говорят: «У меня вера в душе». Но этого недостаточно, чтобы войти в Царствие Божие. Нужно и устами, и делами исповедать свою веру. Именно это исповедание и совершение дел по вере является тем, о чем говорит апостол Павел – спасением. Князьям Ксанским угрожали полным истреблением населения тех земель, которыми они владели. Но святые Бидзина, Шалва и Элизбар сами отдали себя в руки мучителей. Когда их и ласками, и угрозами мучений уговаривали принять ислам, они отказались. Они были казнены, но Господь прославил их. Эта троица святых мужей предстоит сейчас пред Богом, прославляемым во Святой Троице. Они дали нам пример того, что Господь поругаем не бывает. Проходят трудные времена, и Господь просвещает мир светом Своим, благодаря тому, что кто-то засвидетельствовал веру ко спасению, пролил за Бога собственную кровь.
По свидетельству древнего церковного учителя Тертуллиана, кровь мучеников является семенем Церкви. Из крови трех этих мучеников выросла непоколебимая православная вера осетинского народа, потому что святые сродники наши, предстоя на Небе, молятся о нас.
Совершая сегодня память святых Бидзины, Шалвы и Элизбара, мы имеем возможность приложиться к их мощам и попросить крепости и мужества, потому что вновь наступают очень трудные времена. Слышим мы, что сегодня целые христианские регионы исчезают с лица земли, их заселяют представители другой веры. Мир христианский вновь подвергается гонениям. Мы не знаем, в чем замысел Божий о нашей земле. Может, и нам предстоит засвидетельствовать устами Христову веру. Но это непросто. Из истории Церкви мы знаем, что во времена мира люди расслабляются, и потом, когда приходят гонения и испытания, у них недостает сил исповедать свою веру. Находят благовидные предлоги, чтобы скрыть ее, а, по сути, отречься от нее. Поэтому будем просить о том, что Господь по молитвам святых Бидзины, Шалвы и Элизбара вложил в нас мужество, чтобы никогда мы не изменяли своей вере, потому что это и есть то самое сокровище, та драгоценная жемчужина, о которой говорит нам Евангелие, ради которой человек продает все свое поле. Это то, что действительно делает человека человеком – вера, поскольку человек – существо обращенное лицом к вечности, к Богу. Будем же людьми, потому что подвиг мучеников – это утверждение высоты человеческого достоинства, как образа и подобия Божия!»