Рождественское послание архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего ЛЕОНИДА,

архиепископа Владикавказского и Аланского,

заместителя председателя Отдела внешних церковных связей,

управляющего приходами Русской Православной Церкви в Республике Армения,

духовенству, монашествующим и мирянам Владикавказской епархии

и приходов Московского Патриархата в Республике Армения

 

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю Вас с великим и спасительным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

По Своему бесконечному милосердию Бог стал человеком, чтобы исцелить и обновить истлевшее грехом человечество, преобразить и нравственно возродить наш мир. Как писал святой Ириней Лионский: «Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы человек… сделался сыном Божиим». Событие Боговоплощения совершилось в реальной исторической обстановке – в Обетованной земле Палестины, которая находилась в то время под властью грозного Рима. Святой апостол Павел пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного» (Гал.4,4). Господь воплотился, когда человечество стало способным к принятию Благой Вести, начало которой совпало с решительным моментом мировой истории – завершением создания универсальной по духу и замыслу Римской империи, лучшие умы которой жили ожиданием грядущего Мессии.

Рожденный в пещере Сын Божий явил миру неизреченное чудо божественной любви и недоступное разуму дело нашего спасения. Воплощением Спасителя была упразднена богооставленность человеческого рода, совершилась непостижимая встреча великого Бога и страждущего, измученного грехом, подверженного смерти и тлению видимого мира, поскольку воспринятое Господом человеческое естество является средоточием всего мироздания. В Своем вочеловечении Сын Божий не восхотел божественным всемогуществом превосходить границ сотворенного естества. Он пришел в область бытия, отравленного грехом, где на всех людях лежала печать смерти и тления. Подчинившись законам земной жизни, Спаситель мира не отстранил от Себя и неизбежную для всякого человека смерть. По слову святителя Кирилла Иерусалимского, «притекла Жизнь, чтобы, наконец, прекратить действие смерти». Воплотившийся Господь явил в Себе самую глубокую и сокровенную сущность человеческого естества, оправдал путь человека на земле и стал Новым Адамом, Начальником обновленного и спасаемого Им человечества. Первый Адам, сотворенный некогда из непорочной земли, своим грехом обрек человеческий род на возвращение в прах земной. Новый Адам, воплотившийся от Пресвятой Девы Богородицы, возводит человеческий род от земли на Небо. Как в Адаме все стали причастниками смерти, так во Христе все становятся наследниками вечной жизни.

Рождество Богомладенца стало точкой отсчета нового исторического времени, положило начало развитию богатейшей христианской культуры. Христианство в корне изменило лицо мира, укрепило корни семьи, утвердило гражданскую правоспособность женщины, осудило рабовладение и ростовщичество, воспитало в людях чувство ответственности и своим законодательством нередко восполняло пробелы государственного закона. Христианская «закваска» (1Кор.5,6) превратилась в прежнем античном мире в источник такого динамизма, которого не знали все предшествующие века истории человечества. Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, нередко от людей же испытывала гонения, нападки и порицания. Но что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него против него выпады предвидел Сам Спаситель и дал обетования непоколебимости Своей Церкви, сказав, что и врата ада не одолеют ее (Мф.16,18)!

Один из святых ХХ века, сербский преподобный Иустин Попович, сказал: «Если некогда сотворение мира из ничего было самым большим чудом, то Воплощение Бога в человека, несомненно, превзошло его своей чудесностью». Каждый год мы празднуем это великое чудо, доброе, таинственное, ласковое зимнее чудо, и вместе с тем крупнейшее, величайшее духовное и цивилизационное событие. Событие, с которого начался новый мир. Мир, в котором сейчас живем мы с вами.

Вновь приходит к нам праздник Рождества, принося неизменную неизреченную радость и отдохновение от трудов года минувшего, и надежду на благопоспешное течение Нового лета благости Господней. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Сегодня Бог пришел к грешникам – не превозносись же, праведник, над грешным! Сегодня Пребогатый обнищал ради нас; пригласи же, богатый бедного на свою трапезу… Нынешний день отверз небесную дверь молитвам нашим: отворим и мы дверь свою просящим у нас прощения. Ныне Божество положило на себя печать человечества, чтобы человечество украсилось печатью Божества».

С праздником Рождества Христова поздравляю сегодня всех верных чад Церкви Христовой и всех жителей Осетии-Алании и Армении, молитвенно желаю вам светлой радости о Родившемся в мир Спасителе, щедрой помощи Божией в трудах и свершениях, неослабного горения духа, доброго здравия и благополучия!

Да благословит Господь наши страны и народы миром и благоденствием!

 

ЛЕОНИД, архиепископ Владикавказский и Аланский,

заместитель председателя Отдела внешних церковных связей,

управляющий приходами Русской Православной Церкви

в Республике Армения

 

Рождество Христово

2020 года

Владикавказ