Секция «Христианские святыни в исламских регионах и межрелигиозный диалог» впервые состоялась в рамках Международных образовательных чтений

Москва, 19 мая, Благовест-инфо. Круглый стол на тему «Христианские святыни в исламских регионах и межрелигиозный диалог» состоялся 18 мая в рамках XXIХ Международных образовательных чтений в конференц-зале Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС). Такая тема впервые обсуждается в России на международном церковно-общественном форуме. В работе круглого стола приняли участие священнослужители - сотрудники  загранучреждений РПЦ и миряне – историки, политологи, представители общественных организаций.

На круглом столе председательствовал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид, заместитель председателя ОВЦС, который глубоко погружен в проблематику: в течение многих лет он был представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки и, как он сказал, «полжизни провел на передовой» межрелигиозных отношений. Архиепископ не понаслышке знает о том, насколько обострился за последнее время вопрос о положении христиан и о христианских святынях в библейском регионе. В своем вступительном слове он отметил: «К сожалению, в последние десятилетия при молчаливом одобрении мирового сообщества  христианское население Ближневосточного и Североафриканского регионов оказалось буквально под угрозой уничтожения… Террористы отмечены ярой нетерпимостью по отношению к христианству и всему, что с ним связано». А в сравнительно мирной Турции «буквально на наших глазах происходит целенаправленное и методичное вытеснение культурного и исторического  присутствия христианства», добавил он. 

Отмечая роль России в поддержке христиан в упомянутых регионах, а также российский исторический опыт сосуществования разных религиозных традиций, председатель говорил о «нашей повышенной ответственности за межрелигиозный диалог» в регионе, который считается «колыбелью христианства». Будучи правящим архиереем епархии на Кавказе, он придает особое значение «правильно поставленному религиозному  образованию и воспитанию в семьях и религиозных общинах», что заложит фундамент прочного межконфессионального мира.  

Председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС) Сергей Мельников отметил, что картина «религиозного многоцветья» ближневосточного стран изменилась за последние годы радикально: так, численность христиан сократилась на 1 млн., почти в два раза. Он выступил с докладом о взаимодействии религиозных организаций России; в частности, подробно рассказал о деятельности  Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии  в период в 2017 по 2019 гг.

Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) сделал сообщение «Помощь Русской Православной Церкви в восстановлении храмов в Сирии и Ливане». По его словам, масштабы разрушений в Сирии огромны, но население понемногу возвращается. РПЦ финансирует восстановление христианских храмов в Арбине (при нем еще и школа для детей разных религиозных традиций) и в Забодани. Готовятся проекты и сметы по восстановлению храма в Дарайе и здания митрополии в Алеппо. В Ливане, после катастрофического взрыва в порту Бейрута, сильно пострадал храм вмч. Димитрия и Епархиальный колледж при нем – оба здания сейчас восстанавливаются при активной помощи РПЦ. Храм вмч. Георгия там же восстает из руин при участии Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

Но РПЦ оказывает помощь не только в восстановлении храмов: так, выделены средства на покупку музыкальных инструментов, которые были уничтожены бомбежкой, для скаутских отрядов, сопровождающих торжественные религиозные шествия. А в здании Представительства РПЦ в Дамаске нашлось место для центра протезирования и реабилитации сирийских детей-инвалидов войны, куда приезжают работать врачи из России. О. Арсений сообщил, что на открытие этого Центра в Дамаск приедет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион.

Далее были заслушаны сообщения специалистов из Института востоковедения (ИВ РАН). Старший научный сотрудник Алексей Сарабьев считает, что именно сейчас – самое подходящее время для РПЦ, чтобы «действовать в Сирии со своей миссией, продвижением стратегических инициатив». Это связано не только с укреплением военного присутствия России, но и с «демографическим сдвигом в пользу христиан». Последнее звучит неожиданно, но ученый пояснил, что большая часть беженцев из Сирии – это сунниты, а многие христиане остались на родине. «Если РПЦ подаст знак, что она вместе с сирийскими христианами…, возможно, верующие воспримут статус России не только как военного гаранта, но и как православного защитника». По мнению Сарабьева, РПЦ стоит обратить пристальное внимание прежде всего на Вади аль-Насара – «Долину христиан», где во время войны уцелели множество храмов и монастырей, которые могли бы стать «центром наших инициатив». «Не время говорить о христианах Сирии как о прошлом. Мы обречены на то, чтобы помогать Сирии», – заключил ученый.

Юрий Аверьянов (ИВ РАН) осветил проблему религиозного синкретизма в Османской империи, где в течение шести столетий культивировалась веротерпимость, «разные религиозные учения были частью общегосударственного пантеона». Христиане разных конфессий тоже были бесконфликтно включены в османский социум, сосуществуя в тесной взаимосвязи с мусульманами на уровне «народной религии». Так называемые двойные христианско-мусульманские святилища в регионе Малой Азии – яркий тому пример. Историк рассказал о том, как переплетались между собой христианские и суфийские религиозные практики, культ святых (которые успешно замещали друг друга, например, Фатима – св. Параскеву и наоборот, а св. Георгий и другие св. воины одинаково почитались всеми), этическое учение, как христиане и мусульмане не видели препятствий для того, чтобы молиться в храмах друг друга. По словам ученого, этот баланс удавалось  соблюдать до середины XIX века, и изучение этого опыта важно для современности.

Следующие два доклада были посвящены болезненному для христиан всего мира превращению собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть в контексте общей ситуации со свободой вероисповедания в Турции. Доцент РУДН, замзавкафедрой международного права Александр Солнцев проанализировал закрытие музея в Св. Софии с точки зрения обязательств Турции по международному праву и Конституции Турецкой республики. Докладчик напомнил, что в течение 916 лет этот храм был христианским, 481 – мусульманским, а последние 86 лет существовал как музей, при этом он находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Конституционный принцип секуляризации делал возможным доступ к собору Св. Софии людей всех исповеданий на равных условиях. Однако нынешнюю ситуацию можно расценивать как нарушение конституционного принципа светскости государства. Это, отметил выступавший, вызывает обеспокоенность и говорит также о нарушении международных договоров, ратифицированных Турцией: Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного наследия 1971 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. «Дело не в том, чтобы отдавать предпочтение христианству, а в том, чтобы обеспечить нейтральное использование Айя-Софии для межконфессионального и межкультурного диалога для всех государств на земном шаре», – подчеркнул ученый.

Для турецких властей превращение Св.Софии в мечеть – это «не просто политический акт, а духовная война, которую Эрдоган объявил христианству», продолжил тему священник Димитрий Сафонов, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, член Совета РАРС. Он показал, что возмутивший мировую общественность акт, совершаемый демонстративно (13 мая 2021 г. во время намаза Верховый муфтий Турции Али Эрбаш опирался на меч, который является символом завоевания), возник не вдруг – этот процесс последовательно готовился с конца 1990-х гг. в контексте общего курса на исламизацию турецкого общества. За время правления Эрдогана в Турции было построено около 17 тыс. новых мечетей, в то время как «уничтожение следов христианского присутствия очевидно» – о. Димитрий привел ряд примеров сноса древних христианских храмов или превращения их в мечети. Дианет (Управление по делам религии Турции) в 2017 г. прервал диалог с РПЦ, начатый в 2011 г., и с Ватиканом, в ходе которого можно было обсуждать вопрос о сохранении христианского наследия. По словам священника, риторика Эрдогана становится все более агрессивной по отношению не только к местным христианам (их в Турции менее 2%), но и к западным «крестоносцам».

Заседание завершилось заинтересованной дискуссией. Как обещал архиепископ Леонид, материалы круглого стола будут изданы отдельной брошюрой.

Юлия Зайцева

Источник: http://blagovest-info.ru