Текст доклада архиепископа Леонида в Общественной палате РФ

 

Выступление заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида на круглом столе в Общественной палате России на тему:  «Общественная дипломатия Россия-Балканы. Вектор дружбы» 

 

Благодарю организаторов круглого стола за приглашение принять участие в мероприятии, собравшем российских парламентариев, дипломатов, ученых и общественных деятелей, и посвящённом теме общественной дипломатии России и балканских стран. Данная тема весьма актуальна сегодня, учитывая историческую общность народов Балканского полуострова и России.  

Мое личное знакомство с Балканами началось в 1998 г., когда я в качестве сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. Хорошо помню, как при попущении боснийских властей православные жители региона подвергались притеснениям и насилию, разорялись храмы и монастыри, углублялась межэтническая и межрелигиозная рознь.  Затем были бомбардировки Югославии силами НАТО. Тогда, в 1999 году западные страны показали, что готовы путём грубой военной силы, в том числе с применением запрещённых боеприпасов, устанавливать свой порядок на Балканах. 

С тех пор прошло более двадцати лет, но мира в этом регионе не стало больше. Косовская война, геноцид сербского населения в Косово, объявление независимости края и признание этой независимости рядом западных держав только углубили цивилизационный раскол. Продолжается он и сегодня. Так, власти другого государства, образовавшегося после распада Югославии – Черногории, пытаются дискриминировать права самой многочисленной группы верующих своей страны, а именно – верных чад Сербской Православной Церкви. 

Совсем недавно парламентарии Черногории приняли довольно спорный законопроект «О свободе совести и религиозных организациях». Согласно закону объекты и земли религиозных общин возвращаются в собственность государства, если они не принадлежали этим общинам до 1 декабря 1918 года. Это означает, что подавляющая часть религиозных объектов, принадлежащих Сербской Церкви в Черногории, должна отойти государству.  

Цель данного закона – ослабить Сербскую Православную Церковь на территории Черногории и поддержать раскольническую структуру – «Черногорскую православную церковь». На сегодняшний день данная религиозная община крайне малочисленна, но при этом позиционирует себя единственной «церковью» черногорского народа. 

Действующие власти Черногории не скрывают того, что являются активными сторонниками евроинтеграции и обособленности от Сербии, а потому стремятся дискредитировать общее историческое духовное и культурное наследие сербского и черногорского народов. Фундаментом этого наследия является приверженность большинства верующих двух стран единой Сербской Церкви. Именно поэтому политики преследуют цель максимально ослабить влияние Сербской Церкви на территории Черногории и в дальнейшем, вероятно, получить признание своей «карманной» церковной структуры со стороны Константинопольского Патриархата. Разворачивается самая настоящая информационная травля Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, верующих которой обвиняют в «сербском шовинизме» и противлении независимости черногорского государства. 

Все это напоминает сценарий, по которому бывший президент Украины Пётр Порошенко и его команда поддерживали и легитимировали украинских раскольников. При внешней политической поддержке прошлому руководству Украины удалось склонить на свою сторону Константинопольский Патриархат, который признал объединение раскольнических структур в качестве «Православной Церкви Украины» и тем самым внес смуту в мировое Православие. В самой же Украине начались настоящие гонения на верующих канонической Украинской Православной Церкви посредством агрессивно настроенных националистов, сторонников и даже «священнослужителей» ПЦУ, при равнодушии и невмешательстве местных властей и полиции. Тогда же была развернута и информационная кампания против нашей Церкви.   

Верующий народ Украины, несмотря на давления и угрозы, прямое насилие остался верен каноническому Православию. Это продемонстрировали и многотысячные крестные ходы с участием мирян, духовенства и епископата. Такую же верность Православию мы видим и в Черногории. Десятки тысяч людей вместе с духовенством во главе с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием выходят на улицы разных городов страны, требуя уважения многовековых духовных традиций народа.  

Русская Православная Церковь оказывает всемерную поддержку своей сестре – Сербской Церкви. В прошлом году в ходе июльского и декабрьского заседаний Священного Синода нашей Церкви была четко сформулирована позиция по церковному вопросу в Черногории. В частности, в Патриаршем и Синодальном послании, принятом в декабре 2019 года, звучит призыв к властям Черногории  «опомниться и вместо мифических «великосербских шовинистов» увидеть в православных верующих своих дедов, отцов и матерей, братьев, сестер и детей. Невозможно и бессмысленно объявлять проводником чужого, враждебного влияния каноническую Церковь, объединяющую большинство граждан своей страны». 

В феврале текущего года, в рамках встречи Предстоятелей и делегаций Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Польской, Чешских земель и Словакии Церквей также был поднят вопрос положения православных верующих в Черногории. В своем коммюнике участники встречи отметили, что власти Черногории должны «уважать и отстаивать основополагающее право собственности на имущество, включая собственность Церкви». 

Сегодня совершенно очевидно, что вмешательство в жизнь Церкви светских властей, преследующих свои политические интересы, всегда чревато непредсказуемыми последствиями, поскольку вносит разделения и порождает распри в обществе по такому чувствительному вопросу, как религиозный. Мы должны чётко понимать, что западные политтехнологи и действующие политики всёрьез взялись за религиозную тему, делая её инструментом достижения политических целей в Восточной Европе и на Балканах.               Украина стала первым пробным шагом, за которым, несомненно, последуют и другие шаги, и другие страны. 

В середине ХХ века при содействии Русской Православной Церкви была преодолена многолетняя греко-болгарская церковная схизма. Уверен, что и нынешние расколы, инициированные недальновидными государственными деятелями и морально нечистоплотными иерархами и лжеиерархами, при содействии Божием рано или поздно будут упразднены.  

Мы призваны молиться за наших братьев и сестер, которые страдают от грубейшего вмешательства светских властей, и пребывать верными духу церковных канонов и своей многовековой религиозно-исторической традиции. 

Благодарю за внимание.