УТРАЧЕННЫЕ ХРАМЫ, ЗАБЫТЫЕ СВЯТЫНИ...

Издание приурочено к 240-летию со дня основания Владикавказа

Какая же богатая история у нашего города! Стоит только замедлить бег времени, задержать свой взгляд на конкретном здании, его деталях, как взору открывается видимая, а скорее всего, уже невидимая, давно ушедшая от нас эпоха, в которой жили люди, строившие Владикавказ, любившие его, служившие ему верой и правдой. Как часто мы сегодня произносим: Северная Осетия, ее столица – многонациональные и многоконфессиональные. Так есть сейчас, так было и сто лет назад.

Новая книга историка, кандидата исторических наук, научного сотрудника Института истории и археологии РСО–А Феликса Киреева "Храмы дореволюционного Владикавказа", уже двадцатая по счету, вышедшая из-под его пера, начинается так: "Со дня своего основания Владикавказ отличался необычайным конфессиональным разнообразием. На небольшой по размерам территории города были представлены едва ли не все известные миру конфессии. Ко времени преобразования крепости в город в 1860-м году в ней было четыре православные церкви, одна армянская и одна католическая. В последующие годы к ним добавились лютеранская церковь, две мечети, синагога, старообрядческая церковь и ряд православных церквей и часовен".

Далее:"Православное население преобладало, а в связи с этим и численность православных храмов превалировала над остальными". И еще одна очень красивая ремарка: "Старинные церкви, колокольни которых по высоте сравнимы с современными десятиэтажками, на фоне двухэтажной жилой застройки городов были видны издалека".

Конечно же, советская власть, пропагандируя атеизм и безбожие, не могла с этим смириться, а посему крушила, разбирала и взрывала храмы и соборы, невзирая на уникальную архитектуру и чувства верующих.

– Да, это так, – подтверждает Феликс Киреев. – Все храмы снесли в 32-м, 33-м, 34-м годах прошлого столетия. На сегодня удалось выявить сведения о 32-х православных храмах, существовавших во Владикавказе к 1917-му году. В это число входят приходские церкви, домовые храмы (в основном, в учебных заведениях) и часовни. В нынешнем издании представлены сведения в большинстве своем об утраченных храмах. Еще один храм – Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская церковь) – ныне восстановлен, и о нем более подробно рассказывается в других книжках. Также приводятся неизвестные данные о строительстве Ильинской часовни (ныне церкви).

У каждого храма своя история, но, как стало известно из разговора с автором книги, Церковь строила мало. Домовые храмы возводили военные и учебные организации. Часовни строили различные меценаты. В 1818-м году в центре крепости на месте Пушкинского сквера была сооружена деревянная Спасо-Преображенская церковь, которая потом стала собором. Перед храмом на месте нынешнего Дома правительства был разбит сквер, где красовалась беседка в честь посещения Владикавказа императором Александром III. Вихри революции беседку и собор снесли. На месте аллей и газонов возник главный правительственный объект, а на месте собора появился сквер Красных пожарников. В духе эпохи, что называется.

– Это была первая церковь Владикавказа, – рассказывает Феликс Киреев. – Ее называли Старым собором. А позже был построен Новый – Кафедральный собор Михаила Архангела. У истоков его создания стоял начальник Терской области генерал Михаил Лорис-Меликов. Для постройки храма было выбрано самое господствующее место – квартал между нынешними улицами Бутырина и Церетели. Архитекторам Уптону и Грозмани было поручено подготовить проект собора вместимостью на 1200–1500 душ. Увы. Храм постигла та же участь, что и другие церкви. На его месте возвели помпезный жилой дом для партийных бонз.

– А как же удалось уцелеть Осетинской церкви? Она же ведет свое начало с 1815 года...

– В смутные времена ее здание отобрали у православной общины и передали в ведение городского отдела народного образования. Сняли купольную часть и колокола, иконы и фрески уничтожили. Какое-то время там размещался музей, какое-то время склад. И только в 1990-м году было принято решение о восстановлении церкви. Скорее всего, значительную роль в ее спасении сыграло наличие там Пантеона, где захоронены выдающиеся личности Осетии.

Из нашей беседы я узнала, что во Владикавказе хотели построить и вторую Осетинскую церковь – Георгиевскую на месте нынешней школы №26. Она была деревянная, и прихожане хотели увековечить ее в камне. Не удалось. Сегодня от нее остался только один забор из булыжников на улице Ардонской.

В советское время действовали только две церкви: Ильинская и Покровская. Сегодня восстанавливаются прежние культовые объекты, возводятся новые. Восстановлен храм Святого равноапостольного великого князя Владимира. Недавно Владикавказской епархии возвращено здание, в котором в последнее время размещался ОМОН. Изначально это здание было построено для епархиального женского училища. Аланскому Богоявленскому женскому монастырю возвращена часть территории бывшего женского монастыря, на углу улиц Олега Кошевого и Интернациональной, – там будет подворье нынешнего женского монастыря. И это далеко не весь перечень храмов, построенных уже в новой России.

Отдельная страница – домовые церкви. В советское время они были преобразованы и стилизованы под актовые залы. Вместо алтарей появлялись сцены, а иконопись между окнами просто замазывали краской. Яркий пример – гимназия №5: когда-то там размещалась мужская гимназия.

Но как уже сказано, во Владикавказе во все времена мирно жили представители разных конфессий, а посему Феликс Киреев уделил должное внимание и этим культовым сооружениям.

– Откуда же берется эта бесценная информация? И ждать ли читателям продолжения темы?

– Архивы, библиотеки, газеты тех времен, сегодня в Интернете – в помощь исследователям – появляются сканы дореволюционных изданий. К сожалению, нынешние печатные издания слабо отражают происходящие события, Историю по ним не восстановишь. Что касается книги, то да, продолжение должно быть. Не все вопросы еще изучены, загадок много. Что сталось со Старообрядческой церковью, синагогой? Были ли они снесены полностью или же перестроены каким-то образом? Непонятно.

Хорошо, что остаются вопросы. Значит, второму изданию быть. Книга замечательная – она доставит истинное удовольствие не только историкам и краеведам, но и жителям и гостям Владикавказа. В ней, помимо исторических данных, размещены замечательные фотографии, и она украсит любую библиотеку. Более того, это великолепный подарок, большой просветительский труд. "Храмы дореволюционного Владикавказа" изданы в рамках культурно-краеведческого проекта "Осетия – взгляд в будущее", реализуемого региональным отделением ООГО "Российский фонд культуры" РСО–А при участии ОД "За наш Владикавказ!" и НКОО "Московская осетинская община" в количестве 400 экземпляров.

Но есть и другая приятная новость. Феликс Киреев, который, по его признанию, увлекся историей Владикавказа благодаря уникальным книгам известного писателя, краеведа, журналиста Генрия Кусова, а историей казачества – благодаря профессору СОГУ имени К. Хетагурова Галине Дзагуровой, закончил работу над путеводителем "Казачий Владикавказ", и скоро он увидит свет. Кстати, среди книг о казачестве одна стоит особняком – учебник для казачьих классов "Казачество в истории Северной Осетии", изданный в 2019 году. Сегодня Феликс Сергеевич завершает работу над книгой "Терские казаки – выпускники Ставропольского казачьего юнкерского училища. Биографический справочник" – он включает более 320 биографий.

А в заключение хочется сказать: любите историю, берегите и изучайте ее. Ибо это наши корни, наш фундамент, наша опора.

Тамара БУНТУРИ

http://sevosetia.ru/Article/Index/617358