4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира исторической архиерейской резиденции г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в храме всенощное бдение.
Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев и клирик храма иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора – иерей Георгий Кудзагов (руководитель службы протокола Владикавказской епархии), диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Осеннее празднование в честь Казанской иконы Божией Матери связано с тем, что русское ополчение пришло в Москву, неся с собой этот образ Пречистой Богородицы, и с боями вошло в Кремль. Тем самым кончилось могущество и засилие в России иностранных, инославных захватчиков, которые пленили Русь, и началось возрождение страны, освобождение ее, преодоление Смуты. Поэтому в нынешний день решено было установить и государственный праздник – День народного единства.
Мы как христиане, безусловно, отдаем дань историческому событию, вспоминаемому сегодня, потому что это действительно важная веха, в истории нашей Родины, которая была на грани гибели. Господь восставил тех людей, которые смогли объединиться и совместными силами победить врага. Но мы должны мыслить об этом и духовно, потому что единство наше – это просто единство политической партии или единство крови.
Все мы едины, когда приобщаемся единой Чаши Христовой, поскольку подлинно становимся родными друг другу, братьями и сестрами. И здесь уже не имеет никакого значения ни национальность, ни место проживания, ни даже время проживания, поскольку единое Тело Христово живет в веках, никогда не разделяется, не раздробляется, и все мы родные тем христианам, которые жили до нас, и которые будут жить после нас, и тем, кто живет сейчас. Все мы, стоящие в этом храме, ‒ подлинно братья и сестры друг другу, потому что объединяемся вокруг Чаши Христовой. Только это единство может преодолеть то разделение, о котором некогда Господь сказал апостолу Петру: «Сатана чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк.22,31). Но, «да будут все едино» (Ин.17,21), ‒ так обращается Христос в Своей первосвященнической молитве к Небесному Отцу. Мы призваны к единству по образу Святой Троицы, и только этим преодолевается рознь мира сего, когда человек человеку – не брат и не сестра, а чужак, и даже иногда волк, поскольку похищает чужое, унижает ближнего своего. Да не будет сего в стаде Христовом! Единство, к которому мы призваны, – это единство любви, и только любовью побеждается ненависть.
Святые отцы учат, что грехи преодолеваются противоположными добродетелями, поэтому ненависть нельзя победить ненавистью, вражду – враждой, а только чем-то противоположным. Мы знаем, что проповедь Креста Христова, проповедь единства во Святой Троице, еще в древности, как пишет апостол Павел, считали безумием или юродством (1Кор1,22-23), чем-то невозможным и совершенно невыносимым для мира сего, потому что мир живет по другим законам. Мир сей во тьме лежит, и «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак.4,4). Поэтому то действие и лекарство для исцеления этой раны раздробленности мира приносит Спаситель, и только этим лекарством возможно исцелиться: любовью и единством во Христе.
Сейчас, когда дуют пагубные ветры, грозят нам невообразимые бури и с юга, и с запада, и с севера, и с востока, препятствия, нападения, нам нужно стать едиными не просто потому, что мы живем в одной стране. Нужно не просто продекларировать наше единство, нашего национального лидера, нам надо быть подлинно едиными, то есть разделять нужду и скорбь ближнего, не отделять себя от него, не делать вид, что нас это не касается. Это касается каждого из нас. Если мой ближний страдает, то в его лице страдает Христос. Неужели кто-нибудь из стоящих здесь, если бы ему сказали: «Помоги Христу, окажи ему помощь», ‒ отказался бы? Нет. Но глаза наши закрыты, и нам кажется, что если ближний страдает, то христианство тут не причем, потому что он не родственник, не друг. Если страдает соседний народ, то, кажется: какое нам дело до этого? Они же нам не родные по крови. Если в каком-то уголке мира творится что-то ужасное, то кажется – это далеко.
Но это мышление мирское, мышление мира сего. Христос говорит: «Нет не так. Если ты не оказал милости ближнему твоему, не накормил, не одел, не поддержал, не навестил больного, не посетил сидящего в темнице, ты не оказал этого Мне». И когда придет тот страшный час, когда все мы будем испытаны на Суде Христовом, многие скажут: «Господи, когда же мы не оказали Тебе милости? Когда мы Тебя видели? Ты жил в другие времена, очень давно, две тысячи лет назад». Господь опять им скажет: «Если вы не сделали это ближнему своему, вы не сделали этого Мне».
Этим упражнением в любви к ближнему и достигается подлинное единство, когда он становится уже не чужим, а родным, таким человеком, которому вы помогли, потому что считали его своим братом или сестрой, потому что так заповедовал Христос. Если мы будем оказывать помощь своим ближним, которые стали нам близки по вере Христовой, потому что мы решили исполнить заповедь, то уже никакая вражда и никакая дьявольская рознь не закрадется в это наше созидаемое во Христе единство. Тогда дом наш будет построен не на песке, когда любой ветер готов его пошатнуть и любая река готова смыть, тогда дом наш будет основан на камне, на Христе. То, что основано на Христе, и «врата ада не одолеют» (Мф.16,18). Нет такой силы в мире, которая бы одолела Христову веру.
Сколько раз пытались это сделать, сколько гонений было на веру Христову, сколько раз пытались истребить и священников, и самое имя христианское с Земли! Но ничего не получалось. Наступал момент, когда, восставали люди, которые вновь воздвигали знамя Христовой веры. И сегодняшний день, если мы говорим о единстве, – это время не какого-то пассивного ожидания, что Господь нас объединит. Раз уж мы вспоминаем подвиг Минина и Пожарского, то для нас это знак, что мы не должны сидеть, сложа руки, и что единства не достигают просто ожиданием, но действием. Только если мы будем действовать, тогда Господь нам будет со-действовать.
Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Этот камень надо сдвинуть, и тогда пробьется источник и родник веры Христовой, но все здесь зависит от нас самих. Поэтому любое встречающееся обстоятельство нужно использовать для того, чтобы созидать веру Христову, любовь в самих себе, благо, добро и свет на Земле. Не нужно ждать, так можно прождать всю жизнь и остаться ни с чем, перейти в другую жизнь и сказать: «Господи, тот талант, который Ты дал мне, я закопал, берег, я ждал, когда наступит благоприятный момент. Но пришла смерть, и я не успел». Не дай Бог никому из нас оказаться не успевшим, прождавшим чего-то всю жизнь и ничего не сделавшим! «Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают его» (Мф.11,12). То есть, силой берется Царство Божие. Как некая крепость штурмуется, а не просто осаждается. Происходит штурм, усилие, риск, но только так берутся города, только так побеждаются крепости.
Дай Бог каждому из нас, чтобы хватило сил, испрошенных у Господа, чтобы созидать это подлинное единство, подлинную веру и подлинную любовь в самих себе и во всем мире, который нас окружает!»