14 мая 2024 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов; руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
Проповедь перед причастием произнес иерей Даниил Булатников.
После Божественной литургии архиепископ Герасим совершил панихиду по пасхальному чину.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во вторник Фоминой седмицы мы празднуем Радоницу, особый день поминовения всех наших усопших сродников. Действительно, на Светлой седмице поминовения усопших нет, но нам желательно помолиться о всех тех людях, которые родили нас, воспитали, были нам близки, отошли в мир иной и нуждаются в нашей молитве, поскольку «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Лк.20,38). У Господа все живы, и наша молитва относится не просто к какому-то ритуальному образу почитания умерших, но это живая связь с теми людьми, которые отошли в мир иной и ожидают нас там, потому что и мы когда-нибудь туда отойдем, и дай Бог, чтобы было за нас тогда кому помолиться! Молитва за усопших очень важна, потому что все мы несовершенны, бывают у нас грехи и ошибки, и не все, к сожалению, удается самостоятельно в этой жизни исправить. А если человек отходит в мир иной нераскаянным грешником, то только молитва оставшихся здесь может ему в этом помочь.
Мы молимся каждый раз за Божественной литургией о «непостыдной христианской кончине». Кончине в мире с Церковью, которая предваряется исповедью и принятием Святых Христовых Таин с тем, чтобы готовыми отойти в мир иной, туда, где ожидает нас Вечный Судия, Который воздаст каждому по делам его. Кто нераскаян, тот пойдет с грешниками в геенну огненную. Кто грешил, но покаялся и по мере сил своих исполнял заповеди Христовы, тот по любви Божией будет принят в небесные райские обители. Такова наша вера, таково наше обетование. И каждый раз за Литургией мы вспоминает об этом, когда говорим: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Наша надежда лежит в жизни будущего века. Этот век краток, исполнен скорби, печали, невзгод. Если бывает кратковременная радость, то, к сожалению, по большей части она затмевается делами обыденными, и полного счастья мы не испытываем. Бывают в нашей жизни моменты особого присутствия Божия, когда Господь Сам наше сердце озаряет радостью, но если мы не стараемся исполнять заповеди Христовы, то у нас практически нет таких моментов в жизни. Жизни вечной мы чаем и надеемся, что будем пребывать в радости Божией, лицезреть Его, и это лицезрение Бога и есть соединение с Богом, потому что Господь как предвечный Свет будет озарять нас в жизни вечной. Небесный Иерусалим – это город, в котором нет храма, потому что Сам Господь является Храмом этого града. Туда мы и надеемся отойти.
Мы переживаем сейчас времена трудные и скорбные, потому что почти каждый день слышим ужасные вести. На днях обломки сбитой украинской ракеты попали в жилой дом в Белгороде. Люди, которые отдыхали в воскресный день, внезапно были похищены из этой жизни и предстали пред Господом. Готовы были они? Господь весть. Мы должны молиться и о них. Много погибает на поле брани воинов, потому что солдатская судьба очень сложная. Как бы ты ни следил за противником, все предугадать невозможно, потому воины постоянно ходят на грани жизни и смерти. Смерть, к сожалению, собирает сейчас обильный урожай на поле брани. Мы молимся об упокоении душ этих воинов. Они были готовы к переходу к вечность? Бог весть. Мы молимся, чтобы Господь простил все их согрешения вольные и невольные, как тех людей, которые приняли за нас тяжкую судьбу воина. Мы благодаря их подвигу избавлены от необходимости совершать пролитие крови, а они взяли это на себя. Да простит им Господь за этот подвиг все согрешения, вольные и невольные!
Мы поминаем в день Радоницы и всех наших усопших сродников, потому что наша связь с ними не пресекается. Мы помним их, любим и рассматриваем фотографии, которые у нас остались, вспоминаем их. И они с нами на Радоницу радуются, поскольку сейчас небесная и земная Церкви особенно близки друг другу. Эта молитва взаимная. Те люди, которые обрели благодать в очах Божиих предстоять Престолу Божию в иной жизни, молятся за нас. Наши бабушки, дедушки, прадеды, более древние наши родные вплоть до Адама. Все наши предки молятся за нас, глядят на нас и ожидают, чтобы мы будем добрыми христианами, поскольку у тех людей, которые отошли в мир иной до Христа, надежда к спасению в том, что мы будем молиться о всех усопших сродниках наших. Господь сказал иудеям: «Авраам… рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» (Ин.8,56). Мы обладаем таким богатством, радостью, счастьем, что находимся в Церкви Христовой. Нам надо это очень ценить, понимая, что многие народы лишены этой радости по разным причинам. Тут Сам Господь Своим Промыслом определяет, кто приходит в Церковь и через какие испытания. Мы уже здесь, и это большая радость. Мы в ограде Божией здесь, со Христом, принимаем Его Святые Тайны, общаемся с Ним.
Дай Бог, чтобы и многие другие люди, которые нас окружают, сегодня видя нас, как мы молимся на кладбище, как поминаем своих родных, благочестиво, чинно, без чрезмерного винопития, потянулись бы к нам и сказали: «Вот как молятся христиане, и мы также хотим молиться за наших родных»! Наше поведение в обычной жизни и сегодня на кладбище тоже является проповедью, поскольку христианин – он не только в церкви христианин, но повседневно. На него всегда смотрят и помнят, кто он. И если мы совершаем ошибку, то в нашем глазу сразу заметят соринку. Не важно, какое там бревно у кого, но у нас заметят малейшую погрешность. Скажут: «Вот они, христиане, оказывается, они свою веру не уважают. Им сказано в заповеди одно, а они делают другое».
Да не будет этого! Будем действительно христианами и в сем веке, подавая пример и осоляя этот мир, как соль земли, так и веке будущем, соединяясь со Христом в Его вечной радости!»