В Неделю 11-ю по Пятидесятнице архиепископ Герасим совершил Литургию в храме святого князя Владимира

8 сентября 2024 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице и в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме равноапостольного великого князя Владимира г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Иристонского округа протоиерей Константин Джиоев, благочинный Ардонского округа протоиерей Иаков Фрилинг, благочинный Моздокского округа протоиерей Артемий Пономаренко, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, благочинный Октябрьского округа иерей Димитрий Хестанов, иеромонах Стефан (Дзугкоев), наместник Аланского Успенского мужского монастыря; ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев. Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора г. Владикавказа под руководством регента Марии Качмазовой. Песнопения исполнялись на церковнославянском и осетинском языках.

По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«В 1395 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена из Владимира в Москву, поскольку другой надежды, защиты и опоры против страшного завоевателя Тамерлана, который со своими полчищами подходил к Москве, у россиян не было. Икону эту встретили в Москве, и по молитвам перед ней враги неожиданным образом, вопреки всякой военной логике, внезапно повернули назад. Это было явным чудом. В память этого события в Москве был построен Сретенский монастырь в честь встречи иконы Божией Матери, настолько русские люди прониклись силой чуда, которое явила Матерь Божия, защитив Свою землю от иноплеменных захватчиков. Еще дважды Матерь Божия по молитвам перед Ее Владимирской иконой спасала Русь, и эта икона до ХVII века была самой чтимой в России. Потом появляется Казанская, потому что начинаются новые напасти и испытания, другие иконы Божией Матери особенным образом прославляются разного рода чудесами.

Во все века Русь переживала трудные времена, небольшие промежутки мира чередовались с нашествиями, войнами, междоусобицами, революциями. Русь всегда бурлила, и завоеватели пытались эти центробежные движения использовать, чтобы окончательно растерзать ее. Русский народ часто пленялся идеями самозванцев, это было соблазном обрести некое мирское счастье. В результате мы получали бунт, кровопролитие, убийство священников, разграбление городов. Это ли воля или это произвол?

У русского человека не было особой опоры, потому что на власти не надеялись, они были где-то далеко. На соседей не надеялись, потому что они хищным взором постоянно смотрели на Русь. На самих себя тоже не было особой надежды, потому что русский человек был воспитан так, что сам себе не доверял: «Я грешник, что я могу?» Так на кого же было надеяться русскому человеку во все эти сложнейшие времена? – На Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников Божиих.

В самые сложные годы народ, который был уже на грани погибели как в нашествие монголов, так и в Смуту ХVII века, так и в революцию ХХ века, собирался вокруг Церкви, вокруг чудотворных икон, молился Пресвятой Богородице. Всегда русский человек в глубине души чувствовал, что по грехам посылается то или иное испытание, за нашу неправду, в которой живем, за то, что не стараемся исполнять заповеди Божии. Не в Бога богатеем, а пытаемся свой карман набить. И как в сегодняшней притче, стараемся самого малого должника задушить, хотя Господь нам прощает множество грехов, но мы это забываем. Все это из памяти быстро выветривается. И только в годы испытаний, когда уже вот-вот, как принято сейчас выражаться, Руси грозит экзистенциальная опасность, угроза самому ее существованию, только тогда приходит в себя русский мужик, встает перед иконой, и, наконец-то, крестится. Потому что иной опоры нет. Ни философские доктрины, ни политические учения не способны остановить те силы, которые раз за разом обрушиваются на Русь и из глубины, и снаружи. И только Господь, видя сердце человеческое, что он раскаялся, пришел в храм как мытарь и сказал: «Господи, милостив буди мне, грешному!» ‒ всякий раз помогает. А паче Матерь Божия. Как мать смотрит на своих неразумных детей и раз за разом прощает, спасает, покрывает Своим Покровом.

И сегодняшний день нам об этом и говорит, что пора опамятоваться, бросить грех, пора жить по заповедям Божиим. Велика сейчас опасность, что Русь будет разорвана на части. Если в древности Византия и другие православные государства были способны быть «удерживающим» (2Фес.2,7), то сейчас осталась только Россия. Все остальные уже склонили колена перед Ваалом тем ли иным образом. Те идеи и учения, которые рассеиваются во всем мире, уже приняли многие православные народы и иерархи, которые живут вне пределов России. Уже государственной властью запрещена Украинская Православная Церковь. Уже Константинополь на нас тоже волком смотрит. Самые близкие нам народы, славяне, дают оружие, чтобы воевать против нас. Внутри тоже не спокойно. Пора проснуться, открыть глаза. Если будем дальше продолжать спать, то этот сон может перейти в сон вечный, и то, чем мы дорожим и считаем самим собой разумеющимся, вмиг исчезнет.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышим замечательные слова: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его?» (2Кор.9,7). Действительно, надежда наша нас спасает. Мы надеемся на Матерь Божию, и эта надежда ни разу за все прошедшие века не посрамила людей. Так давайте и сейчас сеять щедро и обильно! Мы можем посеять любовь, милостыню, сострадание, помощь друг другу. И урожай будет у нас в том вечном Царстве, к которому все мы стремимся. И Матерь Божия призовет нас на трапезу от этого урожая. Время трудиться, не время спать!»

Далее иерей Рустик Фенченко огласил поздравление архиепископу Герасиму от лица клира, сотрудников Епархиального управления и прихожан Владикавказской епархии:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

Сердечно поздравляем Вас с днем рождения!

Вы родились в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, стали архиереем в день Ее Покрова и несете свое архипастырское служение на той земле, где особо почитают еще один древний образ Пресвятой Богородицы, именуемый Моздокским, к которому Вы относитесь с особенным благоговением, лично возглавляя крестные ходы в его честь.

В третий раз Вы встречаете день своего рождения на Владикавказской кафедре. За время своего служения на земле Алании Вы проявили себя как мудрый и деятельный архипастырь, готовый твердо и мужественно отстаивать истину православной веры и позиции Церкви перед лицом любых вызовов и испытаний. Эти годы были насыщены значимыми событиями в духовной жизни не только нашей епархии, но и всей Русской Православной Церкви. Это и празднование исторического юбилея 1100-летия Крещения Алании, и долгожданный приезд в Осетию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и установление общецерковного празднования Собора Аланских святых, и открытие Центра подготовки церковных специалистов во Владикавказе. Вы совершаете освящения новых храмов епархии и часто возглавляете богослужения в тех приходах, где раньше еще не было архиерейских служб.

Выражая твердую уверенность в том, что Ваши последующие труды принесут немалую пользу православной пастве Осетии, молитвенно желаем Вам крепости сил, долгих лет архипастырского служения, достижения новых высот и неизменной помощи Божией в несении святительского подвига!

Ис полла этти, Дэспота!»

Архиепископа Герасима поздравили с днем рождения педагоги и учащиеся православной гимназии имени протоиерея Алексия (Аксо) Колиева г. Владикавказа, духовенство, монашествующие и миряне.