15 сентября 2024 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне владыка Герасим возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой. Проповедь перед причастием произнес иерей Даниил Булатников.
По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Преподобный Викентий Леринский сказал: «Мы веруем в то, во что веровали повсеместно все и всегда». Никакие нововведения, частные мнения не могут быть повсеместной верой. Не могут все повсеместно исповедовать, если не Господом дано это откровение. В сегодняшнем чтении из Послания к Коринфянам апостол Павел убеждает христиан твердо стоять в вере и при этом опирается на многих свидетелей Воскресения, которым явился Господь Иисус Христос. Далее в отрывке из Послания к Галатам говорится о плоде духовном, который есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». «На таковых нет закона» (Гал.5,22-23), они достигли вершин святости. Преподобный Серафим в беседе с Мотовиловым говорит о смысле христианской жизни как о «стяжании Святого Духа». Термин «стяжание» мы обычно употребляем с негативным оттенком. Стяжать – это приобрести нехорошим путем, считаем мы. Но святой Серафим специально это слово использовал, чтобы подчеркнуть, что мы силой берем Царствие Божие. Получаем этот плод, потому что надо приложить к тому усилие. Поэтому апостол Павел говорит, что этот плод – плод благодати.
В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит: «Человеком это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19,26). Если человек живет в Боге и соединяется с Богом, то он обретает духовный плод, который есть цель христианской жизни. Все дары, которые перечисляет апостол Павел – это дары Святого Духа, это благодать Божия, которая обильно исполняет человека, живущего по заповедям Божиим.
Эти отрывки взяты из разных мест, но какое удивительное согласие! Церковь – это Тело Христово, и в нем нет никакой несоразмерности. Не может быть одна рука или нога длиннее другой. Не может быть, чтобы каких-то частей тела недоставало, а другие были бы лишними. Церковь совершенно свята и непорочна. Мы, входя в это тело, очищаемся от грехов, становимся также соразмерными Христу. Господь, воплощаясь, становится соразмерным человеку. Он старался умалить Себя, кенотически. Как некогда пророк Елисей, оживляя отрока, старался стать меньше, прикладывал свои руки к его рукам, ноги – к ногам, уста – к устам. И это чтение мы не случайно читаем перед праздником Пасхи, когда вспоминаем умаление Божие.
Господь делается соразмерным, меньше, чем Он есть самом деле. Но это не так, Господь остается Тем, Кто Он есть, а делает это ради нас, чтобы показать, что возможно обрести тот самый плод духовный, о котором говорит апостол Павел. Это не некая нерешаемая задача. Часто люди говорят, что по Евангелию жить невозможно, эти заповеди исполнить нельзя, потому что они превосходят меру человеческую. Но Господь Сам пришел в меру человеческую, чтобы мы пришли в меру Божию, стали больше, чем есть, чтобы сердце наше расширилось и мы вместили в себя все эти плоды и были исполнены и преисполнены. Ибо не мерой дает Господь, а «благодать возблагодать» (Ин.1.16) преизливающейся мерой. Вот какое счастье и радость есть у нас!
Все мы можем принять в себя Господа, потому что тот самый плод духовный – это воплощающийся, рождающийся в нашем сердце Господь. А если Он с нами, тогда и смысл нашей жизни обретен, и цель ее исполняется. И мы уже долготерпим и радуемся, и не раздражаемся, и не завидуем. Это другим надо нам завидовать, что у нас есть Христос. Если до сих пор те, кто нас окружает, в этом смысле нам не завидует, то это, быть может, потому что мы еще не потрудились над стяжанием этого плода. Может еще не родился в нас Христос, и тогда мы такие, как все. Но так не должно быть. Мы с вами «род избранный, царственное священство» (2Пет.2,9). Где эти царские знаки, которые мы должны носить, где тиара, скипетр? Они лежат еще где-то далеко, потому что нам недосуг их взять, есть у нас более важные дела. Это как если бы некоего богатого человека выселили бы из дома и поселили в сарае. И вот он скончался, а его детям и внукам говорят, что дом освободился. Им предлагают вернуться в свой дом, а они не хотят и говорят, что отец завещал им жить в сарае. Такое состояние часто бывает, когда мы отказываемся от царских палат Христовых и говорим, что нам хорошо в рубище в убогом жилище. Но это есть измена нашему христианскому призванию. Наши предки трудились для того, чтобы мы обрели благодать и счастье – веру Христову. Если мы не стараемся жить по вере, то мы и предков наших оскорбляем. Они хотели от нас одного – мы делаем совершенно другое. Придумываем себе какие-то концепции, положения, создаем себе идолов, изобретаем каких-то новых божков в форме тех страстей, которыми руководствуемся. Что же скажут нам наши благочестивые предки, которые создавали и государственность, и трудились ради Церкви Христовой, когда мы встретимся с ними в ином мире? Горько будет нам их услышать.
Не будем же обольщаться никакими преданиями человеческими, никакими баснями и сказками, которых сейчас много рассказывается! Будем жить во Христе и будем добрыми наследниками того, что нам действительно завещано! Войдем в Царство и наследуем те блага, которые нам обещаны! Но для этого нам нужно пройти тем путем, который завещает Евангелие и святые апостолы.