В Неделю 15-ю по Пятидесятнице архиепископ Герасим совершил Литургию в Ильинском храме

6 октября 2024 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме святого пророка Илии г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в этом храме всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Ильинского округа, настоятель храма пророка Илии г. Владикавказа протоиерей Евгений Попович, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца и Ильинского храма г. Владикавказа.

Богослужебные песнопения исполнил хор Ильинского храма г. Владикавказа под руководством регента Тамары Кузьменко.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Сегодня мы совершаем память нескольких святых. Прежде всего, это память святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мы вспоминаем его зачатие и его праведных родителей Захарию и Елисавету. И сегодня память святого, которого без всякого преувеличения можно назвать апостолом – святителя Иннокентия, митрополита Московского. Это русский миссионер, который трудился на Камчатке, на Алеутских островах и привел к свету Христовой веры огромное количество тамошних жителей. Он осуществил переводы Священного Писания на местные языки и всю свою жизнь посвятил тому, чтобы, даже трудясь на Московской кафедре, поддерживать христианскую миссию во всех регионах великой России. Сегодня у нас память и пророческая, и апостольская.

В чем суть служения пророков и апостолов? Пророки предвозвещают народу, жаждущему спасения, что оно придет. Это спасение – Христос Господь. А апостолы свидетельствуют своей жизнью, что Христос уже пришел, и нужно прийти к нему и освободиться от власти греха и смерти, потому что Он принес нам благую весть о свободе. Царство Христово и есть свобода, окончание рабства. Труд апостолов и пророков к этому и сводится. Пророки говорят: придет Тот, кто разрушит двери ада и выведет вас из этого темного и мрачного места. Апостолы говорят: верьте, Он уже пришел, и двери ада сокрушены, а двери рая открыты, придите все, потому что Христос дает всем Свою благодать.

Но и во времена пророков были гонители, которые убивали их. Гонителям были ненавистны слова пророков, потому что он тревожили их покой. Гонители привыкли коснеть в своих заблуждениях, преданиях, традициях, на которые ополчался и Христос, обличая фарисеев, что они предпочли свои традиции и предания вере Божией. Расписывая свои мелочные заповеди, он оставили милость и веру, и предпочитали мертвые слова Слову жизни. За это гнали и убивали пророков.

Апостолы говорили, что пришел Христос, Который искупил нас ценой Своей Крови и сделал свободными. Но и в наше время находятся люди, которые говорят, что Христос им не нужен. Их деды и прадеды жили без Христа и оставили им свои предания. А точно ли так? А жили ли их прадеды без Христа? Они молились Богу, а их неблагодарные потомки забыли Бога и начинают изобретать якобы предания, тем самым посрамляя своих предков и приписывая им то, что те никогда не делали.

Не то же ли самое происходит, когда человеку говорят, что нужно избавиться не от предания, не от традиции, а от застарелого заблуждения, потому что это две совершенно разные вещи? Можно сказать такую притчу. Человеку предлагают бросить курить, и говорят, что он может умереть рака легких. А он говорит, что ничего страшного, его отцы и деды курили и умерли. Они оставили мне такое предание, и я хочу умереть той же смертью. Эта история кажется нам абсурдной. Так вот, если приходит свет Христовой веры, то бывает ненавистен тем людям, которые любят тьму. Но большинство людей радуется, потому что он эту тьму разгоняет. Мы можем освободиться от того, что нам было навязано и не имеет отношения к вере Христовой. Она очень проста: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10,27). На этом основании зиждутся Закон и пророки. Неужели это невыносимо? Но нет, нам нужно изобретать какие-то вещи, которые подчеркивают нашу самость, что мы не такие как все, что у нас есть особенные предания, которые не связаны с Христом, а нам их оставили.

Это неправда. Христос – Свет истинный. Если что-то в вере Христовой возмущает наше сердце, то нужно проверить себя, а правы ли мы? Всем пророкам, апостолам, миссионерам было очень непросто. Им приходилось преодолевать человеческую косность. Сколько гонений было на апостола Павла, причем от своих же! Значит, кто-то противится Христу. И дело не в традициях, а в том, что устами немногих горластых людей говорят не люди, а те существа, которые говорили Христу: «Зачем Ты пришел раньше времени мучить нас?» (Мф.8,29). Но Христос пришел развеять мрак, изгнать этих существ из душ обладаемых мим людей.

Мы, собранные в храме и причащающиеся Тела и Крови Христовых не должны смотреть равнодушно на то, что вокруг нас происходит, когда люди отрицают Христа и говорят, что Он нам не нужен. Это ты говоришь так или кто-то говорит в тебе? Нам надо болеть душой за своих братьев и не победы над теми людьми желать, кто думает иначе, чем мы. Как говорит святой Григорий Богослов: «Не победы мы желаем, а воссоединения с братьями». Мы должны любить и любим всех людей. Более того, заповеди Христовы превосходят ветхозаветные. Не только друзей, но и врагов надо любить, молиться о них. Поэтому наша задача – не быть равнодушными, а стараться своей жизнью показывать свет Христов. Часто слова наши не имеют силы, потому что мы делаем это без помощи Божией.

Сегодня читалось евангельское зачало, в котором этот образ очень ярко дан – о чудесном лове рыбы. Чудо в том, что Господь Иисус Христос словом Своим благословил делание рыбарей. Поэтому, если мы живем по-христиански, то слово Христово в нас действует. А если мы православные только напоказ, а по жизни ничем не помогаем своим собратьям, лицемерно называем себя верующими перед высоким начальством, то будет ли наше слово действенным? Не будет. От этого мы ропщем, страдаем.

Посмотрим на самих себя. Мы с вами во Христе ли? Если во Христе, то все пойдет, будет делаться лучше и лучше. А если без Христа, если только своя корысть и показуха, то, к сожалению, мы так и будем прозябать в осуждении, хулить всех подряд. Постараемся жить так, чтобы через нас имя Христово святилось. Тогда и в нашей жизни все изменится, и мы увидим, как наша республика меняется, наша страна меняется. Сейчас такое время, когда спать уже некогда. Прошло время ночи, наступил день, надо готовиться к пришествию Христову, которое уже «близ есть, при дверех» (Мф.24,33). Нельзя упускать время. А даже если и далеко пришествие Христово, то кто знает, сколько лично у нас осталось времени? Никто не знает, когда Господь нас призовет. Не будем терять времени. Будем святы во Христе, и Господь исполнит нас благодати и истины, и радость будет и нам, и нашим ближним, и нашим потомкам!».