В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ АРХИЕПИСКОП ГЕРАСИМ СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

15 октября 2023 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь епархии иерей Рустик Фенченко, клирики собора – иерей Даниил Булатников, иерей Георгий Кудзагов (руководитель службы протокола епархии), диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Сегодня за Божественной литургией мы слышали апостольское чтение, в котором святой Павел свидетельствует о своих видениях и откровениях. Однако апостол не хвалится ими, поскольку не все готовы это воспринять, и говорит, что «сила Божия в немощи совершается» (2Кор.12,9). Наверное, эти видения, о которых повествует святой Павел, являются пределом человеческого постижения Бога. Только в ином мире Бог даст увидеть людям, каков Он есть. В этом же мире, поскольку наши духовные очи закрыты плотью, мы видим, по выражению того же апостола, в зеркале, в отражении. В зеркале древнем, металлическом, где отражение не особо четкое и ясное.

Эту аналогию, метафору можно было бы продолжить. Можно предположить, что каждый из нас, приходя в мир, видит Бога так, как видят младенцы своих родителей при рождении. Это что-то большое, теплое, доброе, но непонятное. Кто-то непонятный заботится обо мне. И лишь постепенно зрение у младенца становится четким. Он видит родителей и начинает понимать, зрение его становится более ясным.

То же самое происходит и в духовной жизни. Многие люди, к сожалению, остаются незрячими младенцами до конца жизни. Я не говорю об атеистах, хотя философски, аргументированно подготовленных среди них мало, больше встречается агностиков и суеверных. Я веду речь о тех, кто говорят: «Я верю в Бога». Но если спросить их: «Каков твой Бог, как Он тебе видится? Какие у тебя с Ним отношения?» ‒ то в ответ услышим о некоем Абсолюте. Что такое Абсолют? Мы зачастую пользуемся философской терминологией и не отдаем себе отчета, что это слово в действительности означает. Поэтому, если описывать духовное состояние таких людей, которые верят в Бога в душе, то они предполагают, что Бог – это космос или надкосмическое Существо, что-то неясное.

Насколько ощущает человек заботу о себе? Наверное, ощущает. Но мы призваны Богом восходить «от силы в силу» (Пс.88,8). Господь не оставляет нас на всю жизнь младенцами. Мы растем, развиваемся, получаем знания. Так и духовной жизни: человек хочет приходить к более ясному пониманию, кто такой Бог? Если спросить людей, которые говорят, что верят в Бога и поклоняются Ему: «А ты почитаешь Христа?» ‒ то в ответ услышим: «Нет. А зачем мне Христос? Я верю в Бога я верю во Всевышнего». «А что ты думаешь о Христе?» ‒ «Ничего не думаю». Такой человек остается все еще ребенком. Обличать, укорять его – дело часто неблагодарное. Нужно побудить его, сказать: «А давай еще подумаем, каков твой Бог? Почему Христос, который пришел в мир и сделал так много для людей, для тебя закрыт? Ты не видишь Его деяний, не ощущаешь? А если серьезней задуматься: может быть Тот, Которого ты не видишь, и есть Христос?»

Апостол Павел видел Христа ясно. Более того, ему были даны такие откровения, что нельзя человеческим языком выразить той божественной силы, того могущества, той славы, которые он видел, когда был восхищен «до третьего неба» (2Кор.12,2). Для многих из нас кажется, что это недостижимый идеал, но «Бог есть Дух» (Ин.4,24), Который «дышит, где хочет» (Ин.3,8). Господь, если захочет, может каждому из нас показать, каков Он есть. Но Бог настолько уважает человеческую свободу, что никогда не будет неволить человека. Господь ищет личного отношения, не как к чему-то большому и теплому, а как к Лицу, с Которым можно говорить, Который отвечает на вопросы и Сам задает их: «Каковы мы, как мы живем, в чем смысл нашей жизни?» Эти вопросы, которые в нас возникают, не приходят ниоткуда. Их задает наша совесть, наш разум, то есть те чувства и силы, которые Господь в нас вложил, чтобы мы не оставались младенцами.

Ныне я хотел бы вспомнить о человеке, день рождения которого мы сегодня празднуем. Сегодня память мучеников, Арагветских князей Давида и Константина. В этот день появился на свет великий сын осетинского народа Коста Леванович Хетагуров, в крещении – Константин. У него сегодня день рождения и день ангела. Гений этого человека проявился не только в том, что он является создателем современного литературного осетинского языка, не только в том, что он был одаренным художником. Многие вспоминают его не только за стихи и художественные произведения, а за то, что он был народным праведником, заступался за народ, народ Божий, народ осетинский, за бедных и угнетенных. Делал это поэт, потому что исполнял заповеди Христовы, был верующим христианином. В его стихах мы ясно видим, что Христос для него был очень значимым. Он давно вышел из младенческих пеленок, и Бог для него был не Богом вообще, но Богом для него был Христос. Христос был его приобретением, и он разглядел Бога, сделал то, что должны сделать все в своей жизни: увидеть Бога, увидеть Лик Божий. Чем яснее мы будем видеть Лик Божий, тем важнее и значительнее для нас становится Евангелие, заповеди Божии. Мы восходим «от силы в силу» в понимании Бога. Мы уже не младенцы, мы взрослые люди, если мы со Христом. Поэтому сегодня, вспоминая этого человека, мы тоже должны задуматься о том, как получилось, что он смог найти Бога, а мы и наши современники Бога не находим. Говорят, что они не верят или верят в кого-то, илу уходят в иные веры, которые кажутся им более значительными, могущественными, которые призывают к господству, торжеству силы на Земле.

Коста Леванович называл Христа «Распятым Богом». Что его побудило к этому? Наверное, не только воспитание. Он сам пришел к пониманию того, насколько Христос важен для человека, что Христос есть истинный Бог, и нет «другого имени под небом, данного человекам, которым нам надлежало бы нам спастись» (Деян.4,12). Этот человек жил на нашей земле совсем недавно, видел те же горы, то же небо, дышал тем же воздухом. Но он отличался глубиной веры, глубиной постижения Бога. Думаю, что многим из нас хотелось бы жить так же, быть так же близкими к Богу, так же к Богу относиться, чтобы Господь принял наши добрые дела так же, как Он принял дела этого человека. В этом надежда нашего христианского звания: жить так, чтобы жизнь наша была не напрасной, чтобы с Богом мы были не в отношениях рабства и господства, а были Его друзьями, теми, кого Господь называет своими братьями и сестрами, были действительно, как сказано в сегодняшнем евангельском чтении «едино стадо и Един Пастырь» (Ин.10,16). Тогда, наверное, жизнь наша сильно изменится: меньше будет злобы, вражды, зависти. Мир изменится, но для этого нам нужно серьезнее отнестись к нашей духовной жизни, постараться выйти из младенческих пеленок, стать взрослыми, расти в ту «меру полного возраста Христова» (Еф.4,13), о которой нам говорит апостол Павел.

Дай Бог, чтобы в жизни каждого из нас, эти ступени, эта лестница к Богу не осталась закрытой, запечатанной дверью, которую мы боимся открыть. Откроем эту дверь, о которой Сам Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр.3,20)! Храни вас Господь! С праздником!»