В Неделю 20-ю по Пятидесятнице архиепископ Герасим совершил Литургию в кафедральном соборе

10 ноября 2024 г., в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора вмч. Георгия г. Владикавказа иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора вмч. Георгия г. Владикавказа под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Быстро бежит время. Два года прошло с того дня, когда Святейший Патриарх Кирилл освятил наш собор. Кто присутствовал при этом великом событии, помнит, что и небо тогда было таким же ясным, и сердца наши так же радовались. В тот день, как и ныне, читалось евангельское зачало о гадаринском бесноватом. Святейший Патриарх в своей проповеди тогда сказал, что беснование – это не обязательно та страшная форма одержимости, когда человека сковывают цепями, когда он живет в пещерах и гробах. Он напомнил и том, что одержимость часто бывает скрытой под великолепным костюмом, красивым галстуком, прекрасной прической, вежливой речью, но человек при этом сокрушает и убивает все вокруг себя. И стоило было бы такого человека связать цепями, но это не толерантно, не принято. И прочие иностранные слова используются, чтобы запутать суть дела. Когда люди потакают злым стремлениям, страстям, негативным наклонностям, они тем самым дают нечистым духам вход в самих себя.

В Евангелии говорится, что из некоего человека были изгнаны бесы, и когда они пришли посмотреть, что же стало с их прежним домом, то увидели, что в нем никто не живет. Этот дом чист, выметен, вымыт, и почему бы им не вселиться вновь? Они приводят с собой злейших бесов, и становится такому человеку хуже прежнего.

В наше время мы, к большому сожалению, часто не имеем возможности прямо говорить людям, которые могут делать добро, но не делают: «Не кажется ли тебе, что ты не волю Божию исполняешь, а волю тех, которые стараются и тебя, и твоих ближних погубить?» Это считается неприличным. Но время такое, что говорить об этом приходится. Мы видим, что творится в мире. Как говорят: во время полета мы вошли в зону турбулентности, и надо хорошо пристегнуть ремни, ведь что будет дальше – совершенно неизвестно. В разных странах происходят выборы, меняются лидеры. Многие эксперты гадают, как мир будет жить дальше?

Не нужно быть экспертом, чтобы это понять. Если мы склонимся на сторону Христа, то мир будет значительно лучше, и лихорадка турбулентности прекратится. А если будем потакать бесам, страстям, злым наклонностям, то мир станет резко хуже, и не дай Бог, чтобы болезнь этого мира стала болезнью к смерти! Надеемся, что мир наш еще постоит и даст возможность не только нам входить в храм Божий и спасаться, но и нашим детям и внукам. Для этого нужно приложить усилия. Нужно останавливать тех, кто одержим нечистыми духами, хотя, повторюсь, внешне выглядят очень респектабельно. Нужно не стыдиться исповедовать свою веру.

Святейшему Патриарху на встрече с военнослужащими, пришедшими из зоны СВО, был задан вопрос: «Не является ли для государственного деятеля, чиновника неправильным открыто исповедовать свою веру? Не является ли это нарушением некой толерантности, оскорблением других людей?» Он очень четко и ясно ответил на этот вопрос: «Ни в коем случае! Наоборот, свою веру надо исповедовать». Святейший Патриарх привел в пример мусульман, которые никогда не стыдятся исповедовать свою веру, помогать единоверцам. Никогда не отрекаются, в какой бы ситуации ни были, от своей веры. Так почему же мы, православные, должны проявлять какую-то толерантность? Что это за слово, откуда появилось? Медики знают, что в их обиходе это слово очень плохое. Это неспособность организма сопротивляться болезни, это предсмертное состояние.

Когда мы скрываем свою веру под предлогом этого слова, якобы стараясь никого не оскорбить, то в итоге наша совесть оскверняется. Господь говорит ясно: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк.8,38). Так чего же мы стыдимся? Стыдимся перекреститься? Не надо этого стыдиться, потому что это знак и символ нашего исповедания, и лучшее оружие против нечистых духов. Если мы имеем возможность помочь другим, находясь на некоем посту, будучи у власти, то это нужно непременно делать, особенно своим единоверцам. Не нужно стыдиться, что мы православные.

Сейчас мы отрекаемся от всего западного. Почему же эта отрыжка либерализма, толерантность, так прочно засела в нас, что мы стадимся веру свою исповедовать? Не нужно этого стыдиться ни русским, ни осетинам, потому что наша вера «вечна, славна, православна». Мы приняли веру более тысячи лет назад, и наши предки с верой жили и умирали. Они строили нашу страну и сделали ее великой. Так чего же мы стыдимся? Наоборот, надо говорить: «Я сын своих отцов, мои деды и прадеды были православными, они построили великое государство, возвели эти храмы. А я теперь этого стесняюсь? Да не будет сего!» Будем всего твердо следовать вере своих предков! Выбросим эту толерантность и забудем о ней, наконец! Дико бывает слышать, когда мы идем возлагать цветы 9 мая или 22 июня, а диктор говорит: «Подходят представители различных конфессий». Много у нас тут конфессий? Почему нельзя прямо сказать: «Подходят представители Православной Церкви и мусульманской уммы»?

Эта стеснительность – боязнь обидеть бесов. Это нехорошее качество. Мы стыдимся Господа, и тем самым радуем нечистых духов. Да, мы не бесноватые, но, тем не менее, когда стыдимся свое веры, то, явно, не Богу угождаем. Не дай Бог никому из нас в тот день, когда придется лицом к лицу встреться со Христом, услышать от Него: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7,23)!

Нужно набраться смелости, мужества, потому что святые на своем примере показали, что брань бесовская – это просто паутина. «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13,5). За нашу твердость нас будут только уважать, если только мы своим своей жизнью, словами и поступками будем являть, что исповедуем православную Христову веру. Нам будет только уважение. А если и будут насмешки, то ‒ слава Богу! Вменим себе это в исповедничество, и Господь, видя это, даст нам новый венец. Постараемся быть мужественными, жить так, чтобы Христу за нас было не стыдно. Чтобы не стыдно было за нас нашим предкам и потомкам, которые также будут носить имя христиан, так же будут крещены!».