5 ноября 2023 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, клирики собора – иерей Даниил Булатников, иерей Георгий Кудзагов (руководитель службы протокола епархии), диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Сегодня Церковь совершает память апостола Иакова, брата Господня по плоти. В сегодняшнем апостольском чтении, Послании к Галатам, апостол Павел вспоминает, что он научен был непосредственно Самим Господом, и что учение его было не от человеков, но от Бога, и встречался он не со многими апостолами, которые могли передать это учение, а только с апостолом Петром, с котором недолго он общался, чуть больше двух недель, и с апостолом Иаковом. Он не упоминает, как долго он общался с Иаковом, но вряд ли дольше. Общение это было непродолжительным, очень важным, но, тем не менее, апостол Павел подчеркивает, что то учение, которое он передает христианам, непосредственно открыто ему Господом. Апостолов Иакова, Петра и прочих он не уничижает. Для него важно подчеркнуть, что он научен Самим Господом совсем с другими целями. О его прежней жизни хорошо знали, что он – ученик Гамалиила, ревностный иудей, что он гнал Церковь Божию, и вдруг такой неожиданный переворот! Твердый, убежденный противник христиан, Павел, с заданием от первосвященников отправляется в сирийский город Дамаск, чтобы и там воздвигнуть гонение на это неправое, как они считали, учение, на нечто новое и странное, что привносится этими странными христианами. И вдруг на пути в Дамаск апостола Павла осиял свет. «Кто Ты, Господи?» ‒ спросил апостол. «Я Иисус, Которого ты гонишь, ‒ сказал Господь. ‒ Трудно тебе идти против рожна». Рожон – это заостренная палка, которой подталкивают упрямую, непослушную скотину, чтобы она шла в нужном направлении. Господь в Своем откровении сравнивает действия апостола Павла с действиями такой непослушной, упрямой, бодливой коровы, которая идет против хозяина, несмотря на то, что он подталкивает ее в совсем другом направлении.
О чем это говорит? Апостол Павел, вероятно, несмотря на всю свою убежденность и ученость в иудейских догматах, нравственно колебался. Он видел, что правда на стороне христиан. Но как же он мог отказаться от всего, чему его учили, ведь это тоже истина. И Господь сравнивает состояние Павла с таким состоянием: «Ты понимаешь, куда надо идти, но, тем не менее, идешь в другую сторону». Господь таким способом образумил Павла и привел к познанию веры Христовой. Апостол Павел от этого явления ослеп, и только через три дня некая чешуя спала с глаз его, он прозрел телесно и духовно и смог передать ту истину, которую открыл ему Господь.
Когда мы читаем послания апостола Павла, то видим, насколько глубоко и ясно он знает свою веру, насколько отчетливо передает нам свое учение, учит нас, как идти за Христом. С этой целью он и говорит: «Не кто-то меня убедил, это не какая-то философия, не некое новое учение, которому странные люди меня научили. Это откровение Божие, поэтому поверьте этому, как поверил я». И еще в одном отрывке, который читался сегодня, он говорит: «Не стоит нам хвалиться своим происхождением по плоти. Я сам происхожу из знатного иудейского рода. И если уже говорить об иудеях, то я иудей из иудеев, но, тем не менее, вменяю это ни во что, и если чем хвалюсь, то ранами Господа Иисуса Христа».
Таков был апостол Павел, и это откровение и поучение Божие, о котором он столь ясно говорит, помогло ему, придало сил для проповеди, когда большинство соотечественников ненавидели и гнали его. Но он считал, что благо ему умереть за свой народ. Настолько болело его сердце о том, что люди, одной с ним крови, одного происхождения, так же слепы, как был он слеп до этого пути в Дамаск. Сердце его болело, и об этом мы часто читаем в его посланиях.
Не случается ли так же часто и с нами, что мы, люди одной крови и происхождения, один народ, но при этом кто-то слеп, а кто-то зрячий. Почему так? Почему близкие нам, умные, ученые, образованные люди, как некая бодливая корова идут совсем не туда, куда надо идти? Что с ними не так? Как можем мы их убедить, что они не правы?
Сложно сказать. Мы молимся об этих людях, чтобы Господь Сам открыл, что истина во Христе, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.17,31), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа, что именно для этого Господь пришел, был распят и воскрес.
Однажды я спросил одного человека: «За что же некоторые люди так не любят Христа? Что плохого Христос сделал для твоего народа?» Он ответил: «А что хорошего Он сделал?» Это признак слепоты, потому что Христос пришел, чтобы даровать нам вечную жизнь, не только блага этого мира, потому что они приходят и уходят. Часто бедный человек становится богатым, а богатый нищает. Жизнь переменчива, и надеяться «на князи, на сыны человеческия» (Пс.145,3), не стоит. Вчерашний товарищ и друг сегодня предает тебя. И наоборот, человек, который относился к тебе холодно и равнодушно, внезапно становится твоим другом и помогает тебе. Все меняется, как некий песок, как зыбкое море. Неподвижен и вечен только камень, на котором созидается Церковь Христова, ибо Сам Христос вечен и верен, и все Его обетования вечны и верны. Он приходит, чтобы даровать нам вечную жизнь, чтобы она не кончалась со смертью, чтобы это не был какой-то странный и нелепый период, в котором мы живы, а потом нас нет. Господь открывает нам путь в Царствие, и дает возможность это Царствие вкусить и почувствовать уже сейчас, в этой жизни.
Вот какое благо приносит Христос. Оно непонятно только для тех людей, которые сами свои уши затыкают как «глухой аспид» (Пс57,5), чтобы не слышать, закрывают глаза свои, прут против рожна. Дай Бог, чтобы каждый из этих людей, если он нравственно чист и не делает это из каких-то корыстных побуждений, убедился в правоте истины Христовой, принял Христа всем сердцем. Тогда наступает уже такое состояние, что уже ничего не страшно, и такая радость пребывает в душе, как у купца, который продает все поле, чтобы купить драгоценную жемчужину и радуется о ней! Потому что весь мир этого жемчуга Христа не стоит, а если ты Его обрел, то ты богаче всех на свете. Христос пришел нас обогатить, сделать подлинно богатыми, царственным народом, царственным священством.
Все эти блага принес Христос, и наша задача – всей своей жизнью показать людям: «Вот что Он сделал хорошего! Посмотри на меня. Я был несчастен, а теперь я счастливый. Я был беден, а теперь богат. Я как тот Лазарь, который, казалось бы, в этой жизни презренный, а теперь я на лоне Авраама уже в этой жизни, потому что Авраам меня уже усыновляет». То обетование, которое было дано Аврааму, было дано о нас, мы его потомки. А кто отвергает Христа, тот отвергает и Авраама, и Ветхий Завет, и Самого Бога. Обольщаться не нужно: кто отвергает Христа, тот отвергает Бога Отца, ибо кто не любит Сына, тот не любит и Отца. И наоборот: как Отец будет любить людей, которые не любят Его Сына? Даже по-человечески это очень понятно.
Вера во Христа – это самая большая ценность и благо, знание, свет, свобода. Об этом постоянно говорят святые апостолы, и сегодняшний празднуемый нами апостол Иаков, брат Господень по плоти. И апостол Павел говорит, что Христос – это подлинно приобретение, жизнь, и жизнь вечная».