8 декабря 2024 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице и отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме равноапостольного великого князя Владимира г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в храме святого Владимира всенощное бдение.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.
Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев. Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора г. Владикавказа под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«На нынешний воскресный день выпало отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сегодняшнее апостольское чтение из послания к Ефессянам во многом совпадает по смыслу с песнопениями праздника Введения. Апостол Павел говорит: Христос «есть мир наш» (Еф.2,14) И далее в этом послании говорится о Христе как о Примирителе. Так и в каноне праздника Введения Матерь Божия так же называется «примирением Божиим». Конечно же, несколько в ином смысле, чем Христос, поскольку Христос – это Тот, Кто пришел и действительно примирил Бога и человека, которые находились во вражде. Так же враждовали ангельский и человеческий мир. Народы земли, иудейский и языческий мир Господь так же примиряет. Пресвятая Богородица именуется примирением в том смысле, что наконец-то Господь благоволил призреть на род человеческий и избрать Ту, Которая станет Матерью Примирителя. Сам человек примириться с Богом не мог. Эта вражда началась еще с грехопадения Адама, когда он преступил заповедь Божию, презрел то, что сказал любящий Отец. Продолжилось это, когда Каин убил своего брата Авеля. С тех пор вражда, ненависть, немирность поселилась в роде человеческом.
Наконец, приходит исполнение времен. Господь находит Ту, Которая достойна стать Матерью Сына Божия. Великое чудо произойдет в Рождество Христово – Сам Господь, Творец мира, родится от земной Девы, придет в этот мир, восприняв во всей полноте нашу плоть, душу и дух, чтобы все уврачевать. Заря примирения начинает сиять уже в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мы радуемся и благодарим Бога за то, что Он в роде человеческом, который недостоин Бога, нашел, тем не менее, достойную. Ту, Которую называют «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения Серафим». Ту, Которая превосходит по Своей святости и достоинству мир ангельский, что само по себе уже удивительно. В обыденном сознании ангелы превосходят человека, их явления страшны. Но вот Господь восстанавливает подлинное человеческое достоинство, когда ангелы – это всего лишь «служебные духи» (Евр.1,14). А человек – это тот, кто достоин наследовать Царство Отца, стать братом и другом Богу, как это ни удивительно звучит. Таков праздник Введения.
В наше время мы очень нуждаемся не только в слове «мир, но и в этом состоянии, поскольку мир пришел в крайне нестабильное состояние. Часто политики говорят о том, что мировое устройство никогда не меняется мирным образом, всегда разрушению прежнего мироустройства и созданию нового предшествуют и сопутствуют войны, страдания, смерть. Но разве так должно быть, то, что сейчас происходит по лицу всей Земли? Не только на Украине. За полторы недели разрушена Сирия. Проливается кровь в Африке, Азии, Америке. Везде вражда, ненависть. С чем это связано? С тем, что люди не взыскали подлинного мира, Христа, забыли о Нем, пытаются отстоять свои страсти: алчность, жажду власти и господства. Никогда эти душевные состояние не могут быть без кровопролития, поэтому кровь льется обильно по лицу всей Земли. Но так не должно быть.
Каков выход? Падший мир ожидает некоего великого примирителя, который придет, чтобы возглавить все человечество, свою печать положить на весь род людской и тем самым якобы замирить весь мир. Но это ожидание тщетно, потому что тот, кого ожидают – антихрист. Он придет не для того, чтобы умирить весь мир, а чтобы поработить его сатане. И это рабство будет более горьким, чем все, бывшие доселе на Земле.
Христос же пришел совершенно с другой целью, не для того, чтобы господствовать. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10,45). Поэтому если вы хотите подлинного мира, если действительно хотите прекратить ненависть и кровопролитие, послужите своим ближним, смирите свое сердце. Не желайте господствовать и властвовать. Желайте ближнего поставить выше себя, себя же унизить, потому что того, кто себя унижает, Господь возносит. Такое парадоксальное учение принес Христос. Это учение приняли те, кого Господь называет «чадами Божиими». Те, кто чисты сердцем, смиренны духом, кто не о себе только думает, а любит людей вокруг себя. А кто не принял Христа? Это те люди, которые любят себя, прежде всего, а все окружающие, вплоть до собственного семейства, ‒ лишь средства для достижения какой-то великой цели. А какой цели? Стать великим? Но что означает величие в этом мире? Президенты, цари, императоры – что от них осталось? Прах. Великие колонны воздвигались в Древнем Вавилоне, цари в виде быков с огромными пышными бородами попирали своих врагов копытами. Где эти цари, кто помнит их имена? Только археологи. А человека, который исполняет правду Божию, помнят и при жизни, и после смерти, потому что такой человек не умирает, а остается со Христом. Любовь и милость, которую он приносит в мир, помнят всегда.
Для нас все должно быть совершенно понятным, если мы христиане и внимательно относимся к тому, что написано в Евангелии. Каким путем мы должны идти? Путем мира, потому что, стяжав в себе мир, смирив себя перед ближним, мы тем самым водворим мир и вокруг себя. Наоборот, путь, который выбирает для себя, к большому сожалению, большинство людей, ведет только к большему насилию. Ни одна революция еще не обошлась без крови, ни одна смена правительства не обошлась без ненависти, насилия и вражды.
Напоминание о том, что только Христос есть подлинный мир, очень важно. И в о время рождественского поста, когда мы приближаемся к дню, когда запоем «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк.1,14) будем усердно молиться, чтобы эти слова не были просто провозглашением, которое звучало некогда, две тысячи лет назад в Вифлееме. Но пусть это будет осуществлением того, чего мы на самом деле хотим, ‒ мира, любви, добросердечия, милости, взаимной помощи. Будем молиться об этом и стараться делом исполнять заповеди Христовы, потому что иного пути нет. Все, что в этом мире происходит, к большому сожалению, не увенчивается ничем достойным, а только приносит больше горя и страданий. Будем молиться и жить по христиански!».
Далее прихожанин храма святого князя Владимира г. Владикавказа, председатель Общества охранения русских духовных ценностей за рубежом имени Д.П. Рябушинского «Собор» Александр Хугати передал в дар музею Владикавказской епархии уникальный экземпляр Елизаветинской Библии издания 1806 г. (Елизаветинская Библия – это перевод Библии на церковнославянский язык, выполненный в 1751 г. в период правления российской императрицы Елизаветы Петровны).