10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице и праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, клирики собора – иерей Даниил Булатников, иерей Георгий Кудзагов (руководитель службы протокола епархии), диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«В этот воскресный день мы совершаем память иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», весьма чтимой и любимой на Руси. Матерь Божия изображается на ней с молитвенно воздетыми руками, а на Ее лоне изображается Спас Эммануил, Предвечный Младенец, Господь наш Иисус Христос, Грядущий воплотиться в мир по обетованию, данному еще в Ветхом Завете пророком Исайей, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис.7,14). Это божественное пребывание в мире, во чреве Божией Матери, которое стало пространнее Небес, поскольку вместило Невместимого, изображено на данной иконе. Богословский смысл ее очень глубок, но для нас важно то название, которое дано ей на Руси – «Знамение», знамя, знак. Знамя нашей победы.
Действительно, человечество до воплощения Христа ждало этого знамения: когда же придет Обетованный? Когда же мы освободимся от того непосильного бремени, которое возложил на нас праотец Адам? Он еще в раю, согрешив и преступив заповедь Божию, был изгнан и получил в обетование завет, что будет возделывать землю «в поте лица» (Быт.3,19), которая в ответ на его труды будет производить только «терния и волчцы» (Быт.3,18). Когда это бремя будет снято с нас? Когда придет Тот, Которого мы ждем, Тот, Кто нас освободит? И вот, нам было это знамение: «Дева во чреве приимет» (Ис.7,14).
Это сбылось. После осуществления этого древнего обетования прошло уже две с лишним тысячи лет. Но все ли люди обрадовались пришествию в мир Христа? Нет, далеко не все, и это было даже в первые годы после Его воплощения, когда Ирод искал убить Его, когда первосвященники не принимали Его и пытались побить камнями, отдать на растерзание толпы. Наконец, им это удается. Используя политическую интригу, они подговаривают римские власти казнить Христа. Вражда ко Христу не прекратилась и далее. Христос был умерщвлен на Кресте, но воскрес, вознесся и придет в Своем Втором Пришествии, чтобы судить мир. И нам дано время между Пришествием Христа в мир, когда Он проповедовал, призывал народ к покаянию, и временем, когда уже не будет места ни покаянию, ни какому-либо изменению, временем окончательного Суда.
И сейчас это знамя, знамение Христово, разделяет мир. Нет, наверное, ни одного столь пререкаемого знамения в этом мире, как знамение пришествия Христа. До сих пор люди спорят между собой: кто Он? До сих пор есть люди, которые принимают Христа всей душой и сердцем, и тем самым это знамение становится для них знамением жизни. Есть люди, которые Христа отвергают, несмотря ни на что, и поэтому это знамение становится для них знамением смерти.
Мы с вами принимаем Христа как нашего Спасителя. Мы понимаем, что без Него не можем «творить ничего» (Ин.15,5). Ничего не можем сделать доброго, если Христова сила не наполняет нас. Даже самих себя от греха освободить не можем, настолько глубоко поражено человечество. Но мы знаем, где это лекарство, приходим в Церковь и исцеляемся, обновляемся. «Обновится яко орля юность твоя» (Пс.102,5). Как у орла, юность обновляется всякий раз, когда мы принимаем Святые Тайны. Всякий раз душа наша трепещет, как молодой орел, который пытается взлететь высоко. Таково ощущение христианина, который, тщательно подготовившись, подходит к Святой Чаше. Он как молодой орел. А есть люди, которые живут годами, десятилетиями с потухшими глазами, радом с которыми находится дверь в храм, и они не делают над собой усилия, чтобы переступить порог Церкви и так же обновиться. Пребывая в такой ветхости, в таком старении, они не находят пути к храму.
Почему так? Неужели Господь кого-то предызбрал к спасению, а кого-то к погибели, и этим людям, которые вне Церкви Божией, закрыт путь сюда? Нет, конечно. В том-то и смысл человеческой жизни, что «брат от брата помогаемь, яко град тверд» (Притч.18,20). Наше дело – показать своей жизнью, каково это – быть христианином, обладать вечной юностью, всякий раз обновляться в Церкви. И если те люди, которые еще вне Церкви, в нас этого обновления не замечают, то куда же они пойдут? Если с нами ничего не происходит, если мы выходим и сразу полученное здесь в Причастии теряем и не можем нести эту радость, огонь, юность для тех людей, то они смотрят на нас и говорят: «Он такие же, как и мы. Наверное, это какое-то суеверие. Наверное, им больше нечем заняться, чем ходить в храм. А мы люди занятые, ответственные, живем «по стихиям мира» (Кол.2,8) и больше знать ничего не хотим, потому что не видим никакого реального изменения у вас, христиан».
Не так нужно нам жить, но так, чтобы эта радость, даже помимо нашего усилия, через наши глаза, наши действия, через исполнение заповедей Христовых, через милость, которую мы оказываем всем, кто нас окружает, изливалась на людей, и люди хотели стать такими же, как мы. Вот это подлинное знамение, и мы должны стать этим знамением. Знамением того, что во Христе все иное, новое. Нас ждут «новое небо новая земля» (Откр.21,1), и мы – граждане этого нового мира, лишь временно пребывающие здесь и связанные «стихиями мира», поскольку мы также «под грехом» (Гал.3,22). Но придет время последнего освобождения, о котором воздыхает даже бессловесная тварь, и к этому времени мы должны готовиться и привести с собой хоть кого-то к этой радости и счастью тем самым, что творим заповеди.
Помоги Господи всем нам, и архиереям, и духовенству, и мирянам, быть такими новыми людьми, через которых происходит это обновление мира! Да будет так, чтобы знамение Христово, которым все мы запечатлены, в Таинстве Крещения, было не тщетным, чтобы он приводило все новых и новых людей к радости, к Царству Христову!»