В Неделю 35-ю по Пятидесятнице архиепископ Герасим совершил Литургию в кафедральном соборе

4 февраля 2024 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице и в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне Владыка Герасим возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

Проповедь перед причастием произнес иерей Даниил Булатников.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Поздравляю вас с памятью новомучеников и исповедников земли Русской, всех тех, кто в годину безбожного гонения отдал свою жизнь, пострадал или исповедническим подвигом прославил имя Христово и тем самым засвидетельствовал свою верность Христу. Праздник установлен не так давно, около двух десятилетий назад. Он приурочен к ближайшей Неделе к 25 января по старому стилю, когда празднуется память первого мученика, который пострадал в революционные годы, священномученика Владимира, митрополита Киевского. Он был тем первым Стефаном первомучеником, кто открыл этот страшный и обширный мартиролог, в котором мы поминаем имена многих тысяч и десятков тысяч исповедников и мучеников за Церковь Христову. Праздник этот для нас очень важен не только воспоминанием о подвиге, потому что каждый день мы поминаем и древних мучеников, и мучеников времен близких к нам. Но если мы внимательно слушали сейчас молитву новомученикам и исповедникам российским, то слышали, что в ней просим о том, чтобы мы, наконец, вернули свое первородство, стали народом святым, чтобы Господь простил нам Каинов грех братоубийства. Кровь наших братьев и сестер обильно лилась по всей Русской земле, не только в России, но и во всех пределах прежней Российской империи. Это и Казахстан, и Средняя Азия, и Прибалтика, и Кавказ, и Дальний Восток. Вся наша великая Русская земля убелена кровью новомучеников, и те люди, которые в то время совершали эти страшные злодеяния, они тоже плоть от плоти и кровь от крови нашего народа. Произошло страшное помрачение, когда брат восстал на брата, проливая кровь невинную за исповедание имени Христова. Исполнилось слово Господне, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21,17) и «всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.16,2). На самом деле, мы разрушили очень важное – единство нашего народа. Восстановить это единство и братолюбие, и мир можно только одним способом – вернуться ко Христу, к Церкви. Мы просим новомучеников, которые были гонимы, убиваемы, подвергались страшным мукам и пыткам, чтобы они теперь, предстоя у Престола Божия, испросили нам милость у Господа, чтобы Он простил грех небратолюбия и вернул в наши сердца любовь к ближнему. Любовь Христову, которая, единственно, является тем фундаментом, тем цементом, скрепляющим единство. Нет ничего иного, что могло бы нас объединить. Все остальные объединения человеческие, общества, организации – эфемерны. Все это скрепляется либо законом, то есть принуждением, либо какой-то корыстью. Но любовь Христова не зависит ни от закона, ни от корысти, потому что Господь принес эту любовь как дар всему человечеству. Он отдал Себя и Свою жизнь на Кресте ради того, чтобы мы этот дар приняли и оценили его важность и ценность. И поэтому любое испытание, которое постигает и русский народ, и другие народы во всем мире, если эти люди, которые принимают это наказание, были некогда близки ко Христу, а потом отошли, то это наказание вовсе не для того, чтобы покарать, а для того, чтобы вновь научить, что значит этот дар Христов и какова великая цена этого дара. Нет ничего более ценного. И поэтому в нынешний день надо напомнить себе об этом, вспоминая слова молитвы, что мы молимся, чтобы стать тем самым «царственным священством» (1Пет.2,9), народом избранным, святым, которым хочет нас видеть Господь. Он хочет видеть не просто человеческое общество, собрание людей, какие-то группы, организации, государства. Он хочет видеть любовь, которая превыше любых границ, превыше разделений, потому что ближний – это тот, кто рядом. И ближний – это любой человек, который приходит к нам. И любовь к этому ближнему – это самое ценное, то, что Господь ставит выше жертв. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6,6), ‒ говорит Господь.

Сегодня мы переживаем особенное время. Слишком много слышим страшного и ужасного со всех уголков мира, чтобы мы могли остаться равнодушными и думали, что нас это никак не касается, что это все пройдет мимо нас. Мимо нас уже не пройдет ничего. Мир вступает в особую эпоху. Можно называть ее предапокалиптической или уже апокалиптической. Трудно сказать, времена и сроки знает один Господь. Но нам нужно бодрствовать и трезвиться в эти дни особенно, потому что мы видим, как сотни и тысячи людей во мгновенье ока восхищаются из этой жизни и идут предстать пред Господом. И какой ответ они дадут? В мирные времена это так не ощутимо, хотя постепенно уходят из жизни наши близкие. Но сейчас мы слышим эти вести ежедневное и ежечасно. И мир весь просто трещит от ненависти. Кровь льется настолько обильно, как ни в какие другие времена. Поэтому нужно сейчас очень внимательно относиться к своей душе и к тем заповедям, которые Господь нам оставил, чтобы вновь вернуть себе благородство, в котором Господь и сотворил человека. Не уподобляться Каину, который брата своего Авеля убивает, а вновь уподобляться Христу, Новому Адаму, Который жизнь Свою отдает «за живот мира» (Ин.6,51).

Вот в чем смысл этой эпохи, вот в чем смысл этого праздника и вот в чем смысл тех людей, которые не пожалели своей жизни ради исповедания Христова. Не будет преувеличением, если сказать, что они отдали свои жизни и за нас с вами, чтобы могли сейчас радоваться, переживая Божественную литургию, приобщаясь Тела и Крови Христовых, получая тот дар, который нас меняет, лекарство против смерти. А в те страшные годы это было практически невозможно.

Думаю, многие из старших помнят, когда храмы были закрыты, а, чтобы крестить ребенка, надо было ехать в другую область. Когда чтобы причаститься, надо было прилагать огромные усилия. А какие усилия прилагались, чтобы стать священником! Все это было очень непросто. Сейчас мы об этом начинаем понемногу забывать, потому что кажется, что нынче мирное время, мирное состояние, которое было всегда. Все может измениться в мгновение ока, и многое будет зависеть от нас, потому что Господь испытания и наказания в смысле научения посылает тогда, когда они начинают забываться. Нам главное не забываться, помнить о том, чего мы можем быть лишены, если будем невнимательны и неосторожны.

Да хранит вас Господь в благоговении, в чистоте, в трезвении, в молитве, во внимательности, чтобы никакие мирские развлечения, которые так или иначе нас в жизни касаются, не отклоняли нас от самого главного – пребывания со Христом! Всему свое время. Не каждый час мы можем находиться в храме, но надеюсь, что краткое пребывание в храме не воскресной Литургии должно напитать нашу душу на все предстоящие дни, когда мы не имеем возможности помолиться здесь. Не имеем возможности причащаться каждый день, но это Таинство, которое мы сегодня приняли, способно хранить нас и воодушевлять жить по-христиански, жить по Евангелию, быть со Христом, и тогда нам ничего не будет страшно, как не было страшно тем людям, которых мы сегодня вспоминаем, отдавать свою жизнь за Христа. Они с радостью шли за Господом на крест, на страдания, потому что понимали, что цена и последствия этого креста – жизнь вечная и пребывание с Богом. Да будет так, чтобы мы всегда были со Христом, и чтобы ничто нас, «ни высота, ни глубина» (Рим.8,39), ни гонения, от Христа не отлучало!