9 июня 2024 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение. Перед началом Литургии архиепископ Герасим совершил Чин освящения антиминсов.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании Божественной литургии Владыка Герасим обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Сегодня мы вспоминаем одно из величайших чудес, совершенных Спасителем, ‒ исцеление слепорожденного. Это чудо очень многих привело к вере, а в ком-то породило колебание и сомнение, и, может быть, даже большую ненависть ко Христу.
Сегодня мы нашу службу начали с совершения Чина освящения антиминсов. Антиминс – это особый плат, который преподается архиереем священнику для того, чтобы он мог в храме совершать Божественную литургию. Каждый антиминс подписан именем того архиерея, который совершил это освящение, поэтому за каждой Литургией мы поминаем Святейшего Патриарха и того архиерея, в епархии которого совершается эта служба. В данном случае у нас в настоящее время поминается Выскопреосвященнейший Герасим, архиепископ Владикавказский и Аланский. Таким образом, каждый священник знает, что ему благословлено совершение Литургии, что она совершается законно, по благословению архиерея, он не творит никакого самочиния, своей воли, но делает то, что повелено. Поступает точно так, как святые апостолы, когда Господь повелевал им сделать то или иное. Каждый антиминс подписан архиереем, помазан святым миром, которое освящается раз в год Святейшим Патриархом Московским, и в него вложены мощи мучеников. Этот антиминс ничем не уступает тем мученическим гробам, на которых в катакомбах молились древние христиане. Архиерейское благословение дает священнику власть «вязать и решить» (Мф.18,18).
Обращаясь к временам земной жизни Спасителя и внимательно читая Евангелие, мы видим, что среди апостолов не было никаких пререканий. Иногда были споры, кто из них выше, но Господь всякий раз пресекал эти споры и разъяснял, что выше тот, кто пришел послужить, а не тот, кто сам себя называет высоким. Он дает замечательное указание о том, что на трапезе надо занимать последнее место, а честь будет, если тебя посадят выше. Такие простые слова говорит Господь Своим ученикам, поскольку он не могли еще в полноте вместить Его учение. И лишь когда в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов, они вспомнили и уразумели ясно все то, что им говорил их Господь и Учитель. Господь преподал Свою благодать, они через возложение рук передали ее своим преемникам, епископам, а те преподают это благословение священникам. Таким образом, в Церкви все совершается «благообразно и по чину» (1Кор.14,40). Там, где бесчиние, там нет Христа. А где «благообразно и по чину», там Христос посреди нас, потому что там, где двое или трое собраны во имя Христово и исполняют Его заповеди, там Сам Христос посреди этих людей. Верю, что Христос посреди нас, потому что сегодня вы приняли Тело и Кровь Христову, и Христос в каждом из нас, и все мы вновь собрались вокруг Чаши, вновь подтвердили наше видимое единство.
К сожалению, иногда бывает, что враг рода человеческого, который просил Господа сеять нас, как пшеницу, этим самым и занимается, и люди невнимательные начинают слишком верить себе. Начинают говорить: вот, я уже не грешу, исполняю заповеди, занимаюсь социальным служением, прочел три книжки святых отцов и могу рассказывать умные проповеди. А зачем тогда слушать Церковь? Я уже сам по себе, все знаю, я уже старец. Такой старец принимает на себя то, что ему не принадлежит, не Лик, а личину, якобы Христа, и проводит людей не к Христу, а к самому себе. Это тупик. Господь ясно говорит: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин.15,4-6).
Все мы должны быть едины. Об этом много говорят и политики, и общественные деятели. Но наше единство не просто в том, чтобы сплотиться вокруг какого-нибудь человека. Часто бывает такое единение, когда «слепой ведет слепого» (Мф.15,14), и оба падают в яму. Нет, «не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения» (Пс.145,3). Наше единство – вокруг Христа. Христос – это Камень, на Котором основана Церковь. Этот камень непоколебим, и это единство непоколебимо поистине. Если мы со Христом, то никакая внешняя буря нам не страшна, никакие хищные волки, которые ищут, кого поглотить, нам не страшны. Пример нам подают святые мученики, которые отдавали свою жизнь, ничего не боясь. На их крови, как из семени, возросла Церковь.
Очень важно быть всегда с Христом, жить так, чтобы ничего не затмевало Его в нашем сердце, ни мирские попечения, ни обман. Христос говорит: «Если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, ‒ не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф.24,23-24). «Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24,27). В сегодняшнем апостольском чтении мы слышим, как апостолы Павел и Сила пришли в македонский город Филиппы, где им встретилась женщина, одержимая нечистым духом, которая своими прорицаниями доставляла большой доход хозяевам. Она постоянно кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16,17). Она, казалось бы, вроде помогала их проповеди. Но апостол Павел сказал духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян.16,18). И дух нечистый вышел из нее, и все прорицания закончились. Так и вы, будьте внимательны, будьте «мудры, как змии, и чисты, как голуби» (Мф.10,16), читайте Священное Писание, назидайтесь. А Господь нас поддержит и не посрамит.
Не хочется прощаться с пасхальными периодом, хочется всегда быть в пасхальной радости. Думаю, это возможно, если мы в сердце своем сохраним ту радость, которую испытали в дни Святой Пасхи».