В Неделю Крестопоклонную и праздник Благовещения архиепископ Герасим совершил Литургию в кафедральном соборе

7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение с выносом Креста.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании Божественной литургии правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«В нынешнем году Благовещение приходится на Неделю Крестопоклонную, и это дает нам дополнительную возможность для размышления о Божественном домостроительстве нашего спасения. О той тайне, от века утаенной, и, наконец, открытой Благовещением Пресвятой Богородице, Которая служит для спасения всех нас.

Среди песнопений Православной Церкви есть одно особенное, которое исполняется в течение всего года по средам и пятницам. Это тропарь, именуемый крестобогородичным, поскольку в эти дни мы особенным образом вспоминаем Крест Христов. Связь Благовещения, Креста Христова, Воскресения Христова в течение года, возможно, затмевается для нас другими песнопениями, но в нынешний день мы видим в один день все то, что Господь о нас замыслил в Предвечном Совете и осуществил уже в наши дни. Мы видим Благовещение Пресвятой Богородице, праздник, тезоименитый Евангелию, поскольку Евангелие дословно переводится как «Благая весть». Сегодня особенный, евангельский праздник, и спасение наше начинается со дня Благовещения. «Днесь спасения нашего главизна», то есть, его начало.

Мы сегодня вспоминаем Крест Христов, то орудие страшной казни, которое стало орудием нашего спасения, ради чего Господь и приходит в мир. Сегодня день воскресный, поэтому на отпусте мы поминаем Воскресшего Спасителя, говорим: «Воскресый из мертвых Христос Истинный Бог наш…». Таким образом, вся евангельская история в этом году сошлась в один день, и мы видим, насколько Господь премудро и милостиво относится к человеку. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, что не насильно, не каким-то приказом, а испрашивая разрешение, Ангел Господень приходит к Пресвятой Богородице, и до тех пор Воплощение Христово не происходит, пока Матерь Божия не сказала те слова, которые являются «главизной нашего спасения»: «Се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк.1,38).

Святой апостол Павел говорит о Христе, что Он: «Не почитал хищением быть равным Богу» (Флп.2,6). Христос не насилием, не каким-то присвоением всего того, что Ему не принадлежало, называет Себя Богом. Нет. Действительно, Господь наш Иисус Христос равен Богу Отцу, и поэтому то равенство, которое Он в Евангелии проповедует, – это то, что Ему присуще от начала времен. И эти слова мы можем отнести к Пресвятой Богородице: «Не восхищением непщева быти достойна возгласити от лица всего человечества: се, Раба Господня (Лк.1,38)».». Матерь Божия за всех нас дает этот ответ: «Мы не против, Господи, быть Твоими рабами, да будет нам по глаголу Твоему! Ты хочешь нас спасти, по слову Евангелия: «Хочу, очистись» (Мф.8,3). И Господь восклицает: «Да, я хочу, чтобы человечество очистилось от греха, от смерти, от той скверны, которая вошла в человечество грехопадением Адама. Хочу, но не могу, пока не услышу этих слов: ««Се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк.1,38)». И Матерь Божия отвечает: «Господи, мы согласны, очисти нас, просим Тебя».

Насколько Пресвятая Богородица, будучи молоденькой девушкой, понимала, что она говорит? Мы видим, что Она иногда проявляла неведение, например, когда искала Своего двенадцатилетнего Сына, Который случайно был потерян в толпе, возвращающейся из Иерусалимского храма. Но мы не должны умалять ведения Пресвятой Богородицы, поскольку Она с детских лет воспитывалась в храме, и все тайны Ветхого Завета богомудрые наставники объясняли Ей, и Она от всей души, от всего Своего чистого сердца желала эти видеть исполнившимся. Она знала, что придет Мессия, знала, что это не только чаяние народа Израиля, но и всех других народов. Она знала, что будет и Та, счастливая, от Которой произойдет Мессия. «Неужели, это буду Я?» – думала Она.

И Господь избирает Пренепорочную Отроковицу, Чистую Голубицу, Сосуд Избранный, Который должен послужить для нашего спасения. Архангел говорит Ей: «То, Что родится от Тебя, есть обетованный Спаситель. Готова ли ты принять это служение?» И Матерь Божия восклицает: – «Се, Раба Господня, буди мне по глаголу твоему» (Лк.1.38). Осуществляется то, что Она не могла и помыслить, что через Нее произойдет это.

Посмотрите, какое смирение: ни вопросов, ни возражений, ни колебаний. Она готова послужить. И если позже Она услышала слова: « И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2,35), то уже тогда, когда происходило это счастливое и радостное событие Воплощения Спасителя, некое предчувствие у Нее уже было. И всю жизнь Она ожидала его исполнения. И вот на Кресте Она видит Своего Сына. И оружие проходит Ее душу. То копье, которое Лонгин вонзил в ребра Спасителя, не только Его сердце пронзило, но и сердце Пресвятой Богородицы. То страдание, которое Она испытала при Кресте Христовом, ни с каким страданием не сравнится.

Тем не менее, Она была готова к этому служению. Даже к такому страшному служению, когда Сын Ее перед Ее глазами были распят. Все издевательства, которым Он был подвергнут, видит Пресвятая Богородица. И Она вспоминает день Благовещения, когда Ангел Ей сказал, что «родившееся Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1,35). И теперь Сые Ее умирает на Кресте. Что может сравниться с эти страданием? Ученики бежали, недоумевая, как Мессия может умереть, и только Матерь Божия, втайне понимает, какое великое таинство совершается, и то, что было главизной нашего спасения приходит в полное исполнение, и, наконец, полнота времен осуществляется, потому что Бог родился, пострадал и умер, и нас ждет Его Воскресение.

Такой сегодня особенный день, и мы в своем сердце должны так же слагать все те глаголы, которые мы слышим в Евангелии, в церковных песнопениях. Часто из-за мирской суеты они ускользают из нашего сердца и сознания. Да не будет так, чтобы слово евангельское, посеянное в наши сердца, было склевано птицами при дороге! Да не будет сердце наше полно терниями мирских забот, чтобы слово евангельское после выхода нашего из храма было заглушаемо!

Пусть евангельское слово, которое мы слышим и переживаем сегодня, даст плод в нашем сердце в тридцать, шестьдесят или сто крат в зависимости от глубины той почвы, в которой оно было посажено! Да будет сердце наше глубоко и плодородно, чтобы тот колос, который взойдет из евангельского слова, переживаемого нами сегодня, смог накормить голодных и страждущих, приходящих к нам! В этом смысл христианской жизни, чтобы втуне принимая, мы даром и отдавали тем нуждающимся окружающим людям, которые нас окружают. Это будет действительно исполнением Благовещения, той благой вести, которую люди увидят осуществляющейся в нас. Если слово бесплодно, то можем ли мы его назвать благим? Нет. Но подлинно мир, увидев, что мы живем по Евангелию, прославит Бога, и тогда это будет тем важным и нужным служением, к которому все мы призваны.

Мы уже приходим в преполовение поста, не будем унывать, будем двигаться к Воскресению Христову, чтобы радостно встретить Пасху!»

При выходе из храма архиепископ Герасим и сослужившие ему клирики, по старинному обычаю, выпустили на волю белых голубей.