В Неделю святых отец архиепископ Герасим совершил Литургию в храме равноапостольного князя Владимира

5 января 2025 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме равноапостольного великого князя Владимира г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в храме святого князя Владимира всенощное бдение.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора г. Владикавказа под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Сегодня совершается память святых отцов, прародителей Христа по плоти, и мы слышим родословие Христово в Евангелии от Матфея. Так же сегодня празднуются и пророки, и в особенности пророк Даниил, который предвозвестил пришествие Христово за пятьсот лет. С очень большой точностью он предсказал, когда Христос придет. Предсказал и многое другое, и последние времена. Сегодня мы отмечаем память тех, кто хранили предание, традицию о том, что придет Мессия, избавит род человеческий от греха и смерти, и как мы поем в песнопениях сегодняшнего дня, восставит «прежде падший» образ Божий в человеке.

Мы знаем из книги Бытия, что Господь сотворил человека по образу и подобию Божию. Образ Божий – это те качества Божии, которые Господь хотел запечатлеть в Своем создании, чтобы человек в полноте, без всяких искажений, нес на себе знаки божественного достоинства за единственным исключением, что Господь – Творец, а Адам был сотворенным существом. Творение и Творец онтологически не могут быть равновеликими. Тем не менее, образ Божий был отпечатлен на Адаме.

Некоторые отцы Церкви толкуют, что подобие Божие – это то, что Адаму предстояло сделать: возрастить Божественный сад в раю, украсить этот мир. Но Адам не устоял перед искушением, когда лукавый змий сказал первым людям: «Будете, как боги» (Быт.3,5). Казалось бы, зачем Адаму было пленяться таким призывом, если он уже как бог, он был бессмертным образом и подобием Божиим. Но лукавая лесть вошла в его душу, и за этим последовала череда печальных событий в истории мира: братоубийства, войны, насилия, грабежи – все то, что принесло это желание стать «яко бог», получить якобы божескую свободу. Но не свободу жить в Боге, а свободу произвола, свободу творить зло.

Прошло много поколений, прежде чем, наконец, пришел Господь Иисус Христос. Род человеческий утратил представление о том, каким должен быть Мессия. Даже иудейский народ, среди которого жили сегодня воспоминаемые святые отцы, не узнал пришедшего Христа. Думали, наверно, что должен прийти могущественный владыка, подобный ассирийским царям, который растоптал бы всех врагов, разгромил бы Римскую империю, восстановил бы величие иудейского царства, сделал бы его более славным, чем при Соломоне. Но пришел Христос, Который рождается в Вифлееме как беззащитный Младенец. Ему грозит убийство от Ирода и ненависть от людей, которых Он пришел спасти. Приходит совсем не тот, кого многие, забывшие о том, каким должен быть подлинный Мессия, ждали.

Подвиг святых отцов заключается в том, что они сохранили неповрежденным это предание, традицию. Передавали из уст в уста, говорили через пророков в книгах, что Мессия придет не так, как его ожидают, что Он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф.12,20). Он придет в тишине, и многие хранили пророчество, данное Илии на Синае, что не в буре Господь, а веянии тихого ветра. Хранили это предание святые отцы, именно поэтому они названы святыми. Не потому что они прародители Христа по плоти. Мы знаем, что и крайне грешные люди входили в родословие Христово. Чего стоит царь Манассия, который тяжко грешил и перед смертью покаялся! И многие другие представители рода человеческого, которые вошли в родословие Господа, святыми названы не потому, что были святы сами по себе и творили исключительно добрые дела. Были и такие, но названы святыми за то, что хранили это предание и каялись, когда грешили. Как пророк Давид, который покаялся и написал знаменитый Псалом 50.

Это желание очисться от беззакония и понимание того, что сами по себе никакие ветхозаветные обряды и пролитие крови, никакие жертвы не очистят от греха, а только Мессия, это и делало святыми отцов. Они ожидали, когда Он придет, и знали, что Он очистит и их, и их предков и потомков, потому что Бог всемогущ, Он – Вседержитель. И поэтому если когда-нибудь осуществится пришествие Христово, то Христос спасет всех.

Эту надежду они хранили и передавали из поколения в поколение. И, наконец, это сбывается. Приходит Тот, Кто восстанавливает в Себе образ и подобие Божие, утраченные людьми. И хотя мы читаем краткие строки повествования о творении Адама, но подлинно, что есть образ Божий, видим во Христе. Потому что во Христе нам явлен подлинный человек таким, каким он был задуман Господом, без греха. Человек, который послушен воле Небесного Отца. Который согласует свое пожелание блага с тем, что мыслит о благе Господь. Который получает благобытие как независтный дар Божий. Который говорит: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22,42). Ведь об этом молится Господь в Гефсиманском саду, чтобы даже малейшее поползновение человеческой воли и слабости не заставило бы Его уклониться от исполнения воли Небесного Отца. Вот что есть образ Божий в человеке.

Христос приходит «прежде падший возставити образ». Он действительно дает силы человеку восстановиться так, чтобы стать подобным Христу. Это не мечтание, не какой-то неосуществимый замысел. Часто приходиться слышать: «Мы же не святые. Мы погружены в быт, в семейную жизнь, в работу». А наши предшественники не были семейными людьми? Апостол Петр был женат. Апостол Павел работал, делал палатки, шатры, чтобы зарабатывать своими руками. И работали, и вели семейную жизнь, и при этом для них на первом месте был Господь. Разве это не знак того, что и мы можем жить так же? Не немощь человеческой плоти отдаляет нас от восстановления в себе образа и подобия Божия, а недостаток желания, ревности.

Нам нужно волю свою направить, согласовать ее с волей Божией, и тогда все просто. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11,30). Нет ничего такого неудобоносимого, что на вас возлагали в иудаизме и в язычестве. Нет больше необходимости подчиняться стихиям мира сего. Господь делает свободными во Христе, но не той свободой, которую взыскал некогда Адам, а свободой согласования своей воли с волей Божией. Если это согласование происходит, если мы берем это легкое бремя, то все остальное нам приходит после. Тогда Сам Господь как искусный художник восстанавливает в нас черты того образа, каким мы должны быть. Стирает с нас сажу, пыль, паутину, которыми наш образ покрывается. Ведь каждый из нас как икона должен быть явлен. И, конечно же, в закопченном виде приходить к Господу неудобно: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф.22,12). Так спросит Он тех, которые не потрудились над восстановлением образа Божия, пока еще живы. «Возьмите его и бросьте во тьму кромешную" (Мф.22,13) – скажет Он о таких людях. Главной причиной того, что это произойдет, была не невозможность это сделать, а нежелание, леность.

Будем бороться с этой леностью, с тем, что нас отталкивает от Христа! Потрудимся совсем немного! Жизнь человеческая не такая уж продолжительная. Не так много сознательных лет мы проводим, чтобы в этом сознании, ясности ума и сердца быть со Христом и стать подлинными подобниками, уподобившимися Богу в Его делах и праведности. Отвергнем эту небогоугодную леность, потрудимся еще немного и вскоре встретим радостный, любимый всеми праздник Рождества Христова!».