В праздник Крестовоздвижения архиепископ Герасим совершил Литургию в кафедральном соборе

27 сентября 2024 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, архиепископ Владикавказский и Аланский возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей совершил в кафедральном соборе всенощное бдение с чином Воздвижения Креста.

Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Праздник Воздвижения напоминает нам о Крестной Жертве Христовой. Мы прославляем то орудие победы, которое некогда было орудием казни. Господь спас нас, пожертвовав Самим Собой.

До преподобного Андрея Рублева изображали Святую Троицу в виде явления Трех Ангелов Аврааму, где на столе были все элементы трапезы. Преподобный Андрей гениально убрал все лишнее, оставил только Трех Ангелов и чашу, которая стоит на столе перед Ними. Средний Ангел как бы благословляет эту чашу, знаменуя решение Предвечного Совета Божия о том, что спасение, искупление падшего человечества будет совершено через Жертву. Чаша – символ Жертвы. Мы слышим моление Господа в Гефсиманском саду: «Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, на как Ты» (Мф.26,39). Жертва – это всегда страдание, отказ от чего-то очень дорогого. Мы в современности употребляем слово «жертва» не так, как следовало бы. Например, «жертва катастрофы». Это неверное словоупотребление. Человек, попавший в катастрофу, не сам себя в жертву приносит, а становится невольным страдальцем. Но Господь в Предвечном Совете говорит о Жертве вольной, о том, что Он добровольно идет на Крест. На горе Преображения Господь являет славу Свою ученикам, чтобы они уразумели Его «страдание вольное». Это абсолютно добровольный акт самопожертвования. И Господь в своем предвидении знает, что Он будет казнен на Кресте. Он предает Себя в руки иудеев и римлян, и они думают, что сами это делают. Господь отвечает Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было тебе дано свыше» (Ин19,11). Само римское начальство становится здесь исполнителем замысла Божия от сотворения мира, заключающегося в том, чтобы человечество, увидев Распятого Христа, последовало бы за Ним.

Сегодня в апостольском чтении мы слышим парадоксальные вещи. Все народы мира ищут откровения. Для иудеев – это знак их правоты в том, что они распяли Христа. Для язычников – это некое ведение, сакральная мудрость, что спасение возможно и вне Христа. Поэтому то, как Христос спас нас,  ̶  это и соблазнительно, непонятно, или просто безумно, потому что как Творец мира, Хранитель высшей мудрости, Тот, Который подает разум, может произвести такое безумное действие – Самого Себя отдать на смерть ради собственного творения? Неужели не было других способов?

Здесь мы подходим к самой главной тайне христианства. Господь нас не может спасти без нашего на то произволения. Крест Христов – это то, что мы можем принять или отвергнуть. Это в нашей свободной воле. Но если мы верим, что только таким образом можем обрести, наконец-то, освобождение от власти греха и диавола, и решаемся последовать за Христом, то Христос говорит, что спасется только тот, кто возьмет свой крест на плечи и пойдет за Ним, как Он шел на Голгофу.

Это больно и страшно, но другого пути нет. Господь показывает это. Чтобы стать подлинным христианином, нужно принять значение Христовой Жертвы и самого себя принести в жертву. Таково повеление Божие, страшное, безумное, соблазнительное. Но только Господь имеет «глаголы жизни вечной» (Ин.6,68). За кем нам, христианам, идти, как ни за Христом? Но Христос определяет правила этого следования: «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8,34). «Оставь все, что в мире: гордыню, грехи, пересуды, сплетни, любостяжание, лихоимство, прочие страсти. Иди за Мной, освободившись от всего этого». Это для нас и есть крест. То, что для нас вроде бы привычно, мило, дорого, надо отвергнуть. Для многих это безумие, и поэтому они, вроде бы, и придя ко Христу, отходят.

Мы должны быть тверды в следовании за Христом и приносить в жертву то, что Господь повелевает. То, что нас отделяет от Христа. Этим надо пожертвовать, от этого освободиться. И Господь нас утешает, что бремя этого подвига не тяжко, потому что Он Сам несет его. Если мы освободимся от греховных пристрастий, то обретем покой душам нашим. Вот еще одна загадка. Беспокойство, волнение, пленение миром мы должны оставить и идти за Христом.

Крест Христов возносится над вселенной. Это знамение победы. По крестному пути прошли миллионы людей за две тысячи лет после пришествия Христова. Они достигли высот святости. Как говорил преподобный Серафим Саровский, они освятились, и мир освятился вокруг них. Они стяжали мирный дух, который привел в Церковь миллионы людей. Мы не первые. Мы не знаем, сколько времени еще осталось, чтобы нам пройти этим путем. Мир меняется, тучи сгущаются. Не будем терять времени! Крест Христов – это то, что нас спасет и укрепит в испытаниях, грядущих на вселенную. Оружием Креста мы побеждаем и сатану, и мир, и распинаем собственные грехи, которые Господь повелевает нам очистить. Будем молиться Кресту Христову, осенять себя крестным знамением как можно чаще. А, самое главное – будем полагать Крест в своем сердце, чтобы ничто недоброе, чуждое в нем не жило, а жил Сам Христос, потому что Крест Христов получил силу от Распятого на нем. Этой силой будем пользоваться и ею победим мир!».