В праздник Обрезания Господня архиепископ Герасим совершил Литургию в храме святого Иоанна Воина

14 января 2025 года, в праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме святого Иоанна Воина г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, настоятель храма святого Иоанна Воина иерей Василий Грибенченко, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма святого Иоанна Воина г. Владикавказа под руководством регента Ирины Грибенченко.

Проповедь перед причастием произнес иерей Василий Грибенченко.

По окончании богослужения архиепископа Герасима поздравили с праздником учащиеся воскресной школы храма святого Иоанна Воина. Затем правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Сердечно поздравляю вас с праздником Обрезания Господня и памятью святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской! Память их празднуется в первый день Нового года по юлианскому календарю, поэтому всех вас сердечно поздравляю с наступившим Новолетием! Желаю вам в этом голу всяческой помощи Божией и духовного возрастания!

Неслучайно именно в первый день Нового года празднуется память того святого, который передал нам ясное и неповрежденное православное учение, оставил чин Божественной литургии, которая совершается в сей день. Он положил начало и основы православного монашества в своих правилах, утвердил то монашество, которое все мы знаем. Это святой Василий Великий.

Сегодня в одном из чтений мы слышали, что апостол Павел говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2,8). Мы должны твердо верить во Христа, потому что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2,9). Это учение Церковь наша несет с древних времен. Одним из столпов Церкви именуется именно святой Василий Великий.

Вера наша в нашем исповедании проста. Символ веры, который мы поем за каждой Литургией, очень ясен. Мы веруем «во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли», то есть исповедуем, что мир сотворен Богом, а не сам собой, не какие-то непонятные демиурги, теурги создали его из некой субстанции, которая существовала. Мы не верим в то, что это была изначальная борьба добра и зла, потому что двоица всегда идет после единицы, это тоже ложная философия. Мы не верим в существование каких-то региональных богов, когда нам говорят: «Не надо нам вашего Бога, у нас свой бог». Но это абсурд. Что же, департаменты там есть, что ли по территории: этот бог этого региона, а тот – другого? Святой Василий Великий, а за ним и один из столпов Церкви преподобный Иоанн Дамаскин говорят: «Не может быть ни двух, ни трех, ни пятерых богов». Бог, по определению, ‒ это полнота совершенства. Если мы предполагаем, что есть еще какие-то боги, то значит, они хотя бы чем-то должны друг от друга отличаться. А если они отличаются, значит, полноты совершенства у них нет. Стало быть, это уже не боги, поэтому твердое и неповрежденное учение Православной Церкви состоит в том, что Бог один, и Он сотворил этот мир, и все мы братья и сестры. Все видимое и невидимое сотворено Богом, и только Ему одному достойно поклоняться.

Также мы исповедуем, что Бог открывается нам как Святая Троица. Прообразы эти были в Ветхом Завете, когда мы читаем о явлении Трех Ангелов под дубом Мамврийским Аврааму, когда мы читаем, что Господь говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1,26). Это тоже прикровенное учение о Святой Троице. Конечно же, в те времена в полноте учение о Святой Троице открыто быть не могло, поскольку евреи, стоило только Моисею отлучиться на гору Синайскую, тут же вылили себе золотого тельца и стали ему поклоняться. Мы читаем о пророках, которых презирали и убивали цари израильские, потому что склонен был народ и падок к идолопоклонству. Поэтому говорить о Святой Троице было бы соблазнительно в народе. Это могло ввергнуть его в многобожие, потому что не поняли бы, Кто есть Святая Троица.

Исполнение времен наступило с пришествием в мир Иисуса Христа, когда полнота Божества была явлена нам телесно. Господь, воплощенный Богочеловек, явил нам ее, и мы познали, что учение о Троице – это не просто философские спекуляции, что вот Он – Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы. «Нашего ради спасения» пришел, распялся, пострадал и воскрес, и восшел на Небеса и сидит теперь одесную Отца. Плоть нашу человеческую, которую принял в Себя, вознес на Небеса.

В молитве Литургии святого Василия все эти великие дарования Божии и тайны богословия открываются. Умом постичь это практически невозможно, поэтому логический ум, каким бы он ни был высоким, ломается на этом догмате Святой Троицы, потому что для людей, которые не принимают откровения Христова, это непонятно. Они пытаются посмеяться, сказать, что мы верим в Единого Истинного Бога, а вы троебожники. Просто нет полноты понимания и нет той благодати, которая могла бы людям преподать осознание тайны Святой Троицы.

Святой Василий Великий посвятил всю свою жизнь, чтобы люди не заблуждались относительно Лица Господа Иисуса Христа и Третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого. За это он боролся, и поэтому мы называем его учителем Церкви, поскольку он оставил здравое и неповрежденное учение, исповедуя которое мы непременно спасемся, если будем жить по-христиански. Часто говорят: «Два крыла – труд и молитва». Но я бы сказал, что два крыла – это догматическое исповедание и правая жизнь. Если мы живем грешно, то никакое правое исповедание нас не спасет. И наоборот, если считаем, что живем хорошо и чисто, но при этом верим во что-то иное, что преподано нам нашими святыми отцами, то также не спасемся.

Есть срединный путь. Он не сложен. Нужно вверить свой ум руководству Церкви, поверить слову святых отцов, жить по Евангелию, как это делал Василий Великий. Не прельщаться соблазнами. «Если скажут вам: «вот, Он в пустыне», ‒ не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», ‒ не верьте» (Мф.24,26). Пришествие Христов будет «как молния». «Исходит от востока и бывает видна даже до запада» (Мф.24,27). И такой яркости и силы Христово учение, которое мы имеем в Церкви. Поэтому соблюдать его, не отступать и пребывать в лоне Церкви – и будем считать, что мы уже практически спасены. Но при этом не надо предаваться чрезмерной беспечности, что если мы находимся в стенах храма, то волк хищный похитить нас уже не может. Будем хранить трезвение и внимание. Соблюдая правое учение наших отцов и совершая жизнь по заповедям, тем самым будем осуществлять то, к чему мы призваны. То, каким должен был быть первозданный человек Адам, восстановленный в его подлинном достоинстве.

Я очень рекомендую обращаться к текстам святых отцов, читать их послания, догматические рассуждения. То, что необходимо нам для жизни, потому что они писали не только сложные тексты в полемике с высокоумными еретиками. Святой Василий Великий написал прекрасное «Слово к юношам». Наша молодежь найдет в нем много полезного – как нужно жить, как поступать, какие книги читать. Слово очень простое и написано ясным языком, в переводе профессоров наших Духовных академий опубликовано еще в ХIХ веке. Читается как язык Пушкина, который нам всем понятен. Думаю, что слово святого Василия Великого тоже будет понятным. Он рассуждал и о других премудрых вещах, над которыми современное человечество тоже голову ломает: как мир был сотворен, почему в шесть дней, Кто был первопричиной творения, возможна ли гипотеза «большого взрыва» или иные гипотезы, как может мир сам по себе родиться из ничего? Об этом он размышляет.

Все это вполне современно и своевременно. К сожалению, мы живем в то время, когда ученость считается чем-то излишним. В советское время, как бы ни относиться к гонениям на Церковь, школа давала огромный объем знаний. Люди приучались читать. Даже когда пропаганда подавала нам заведомую ложь, мы знали, что нужно читать между строк. Был такой навык у советского человека. Сейчас, к сожалению, большие тексты не только для молодых, но и для пожилых людей, очень сложны. Привыкли читать маленькие сообщения, посты, смотреть ролики, да и то не длинные. Минута-две, максимум.

Нельзя так жить, потому что это – вымывание из нашего сознания самых главных истин, которые должны в нем укорениться. Поэтому понуждать себя к чтению святых отцов необходимо, чтобы жить в правом учении. Апостол Петр говорит: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1Пет.3,15). А если мы сами ничего не знаем о нашем уповании, что это будет за разговор? Какой-нибудь изощренный язычник, иноверец, нас просто на лопатки положит. Не будет ли нам стыдно, что мы не сможем веру в Того, Кто пришел нас спасти, защитить?

Мы все – воины Христовы и призваны защищать то учение, которое заповедали нам святые отцы, такие как Василий Великий. Будем достойны их памяти! Не только тем, что мы приходим в храм на Литургию в их дни, но и тем, что сохраняем такую же веру, как и они, и в вере мы так же сильны. Если придется ответить, то помолимся, чтобы Дух Святой вложил в нас эти слова. Но это не значит, что неученый человек сможет проглаголать как Валаамова ослица. Это чудо было, единственное в истории. Мы не ослы, поэтому должны учиться, читать и отвечать на вопросы, которые нам задают совопросники века сего.

Да будет этот год посвящен возрастанию в истинах веры интеллектуальных, которое будет сопровождаться и возрастанием в заповедях Христовых и Его добродетелях!».