23 июня 2024 года, в день Святой Троицы, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне Владыка Герасим возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании Литургии архиепископ Герасим возглавил великую вечерню с чтением коленопреклоненных молитв. По завершении богослужения он обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Нынешний праздник Пятидесятницы называется еще днем Святой Троицы. Почему так, ведь мы сегодня воспоминаем Сошествие Святого Духа на апостолов? Потому что, наконец, в этот день Святая Троица во всей полноте явила Себя людям. Господь наш открывается в Трех Ипостасях, как это было в день Богоявления, в Воскресение Христово и вот теперь в день Святой Троицы, когда Дух Святой изливается на апостолов.
Некогда Екклесиаст сказал: «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл.1,9), «все суета» (Еккл.1,2). Действительно, так и было до пришествия Христа в мир. Мир вращался в порочном круге страстей, грехов. Человек, отступив однажды от Бога, приблизиться к Нему сил уже не имел и творил одно и то же – суетное, и суетой наполнял свою жизнь.
Но Господь говорит: «Се, творю все новое» (Откр.21,5). Значит, есть нечто новое под солнцем. Эта новость, благая весть является нам. Во-первых, Господь воплощается, принимает человеческое естество. Во-вторых, Он творит новое. Новое – это Церковь Христова, новейшее творение, которого не было «под солнцем» во времена Екклесиаста. Господь совершает великий подвиг Боговолощения, проходит земную жизнь, научая нас, как надо праведно жить, умирает на Кресте, воскресает и возносится, но не оставляет нас сиротами, а посылает нам Духа Утешителя. Дух Святой – это то новое, что появляется в мире, Третья Ипостась Святой Троицы. Он изливается на апостолов, преображает их и созидает новое Тело, потому что Церковь – это тоже Тело, которое состоит из Главы, Богочеловека Иисуса Христа, и нас с вами.
С этого дня, со Святой Пятидесятницы, со дня рождения Церкви новейшего творения в этом мире, мы можем говорить о том, что не является безмерным дерзновением призыв Евхаристии – «Святая святым», потому что мир освящается Духом Святым. Господь посылает те силы, которые могут возвести человека из праха, из суеты сует, ко Христу, соединить с Богом. Это действительно происходит. Господь в Вознесении посаждает человеческое естество одесную Бога Отца. Это великая тайна, которую открывает Господи, и ее понять человеческим умом невозможно. Как понять тайну Святой Троицы, что Она Единосущная и Нераздельная? Как понять, что такое богомужное действо? Как понять, что человеческое естество Сын Божий включает в Свою Ипостась? Об этом мудрые богословы говорят, но неочищенным умом понять их невозможно, и поэтому часто люди возвращаются к прежней суете. Поскольку моим неочищенным умом понять тайны богословия невозможно, создам-ка я веру попроще. Буду верить в Единого Бога, но Троицу буду отвергать, считать это идолопоклонством. Так человек уходит от подлинного богопознания или придумывает себе иные концепции, культы, доктрины, лишь бы не потрудиться войти в эту благодать и радость нового творения, не соединиться с Богом, не обновиться. Но мы как раз пришли в Церковь, чтобы обновиться. Часто в церковных песнопениях мы слышим, что Господь приходит, чтобы обновить человеческое естество. Он является новым Адамом, новым Творцом, чтобы мы пришли в соединение с Христом и стали, как это ни высоко звучит и часто кажется невозможным, богатыми по благодати. Мы не можем стать Богом по естеству, потому что между Творцом и творением лежит непреодолимая бездна, но Господь протягивает нам руку с тем, чтобы мы по благодатным действиям, по наполнению Духом Святым стали теми же, кем Господь является по естеству.
Такой великий дар и откровение происходят в день Пятидесятницы. Мы получаем то, что мир не видел и ни один человек не мог своими руками, мыслями, подвигом создать. Нам нужен был Бог, Который сходит с неба и нас возводит на небо. И вот этот день приходит, день Пятидесятницы, и мы видим, что это является и видимым знаком. Господь в шуме как бы бурного ветра приходит с Сионскую горницу, где были собраны ученики, и в виде как бы огненных языков почивает на каждом из них.
Неужели это произошло только тогда с апостолами? В том-то и радость, и счастье, что это происходит с каждым из нас. Просто нашим телесным очам часто не видно, но это происходит в Таинстве Миропомазания, где мы принимаем дар Духа Святого, печать благодати. Принимаем независтно, преизобильно. Господь на каждого из нас изливает множество даров. Один богослов сказал, что мы не могли бы видеть тех чудесных дарований и таинственных действий в святых, если бы они не были в свое время миропомазаны. Если им не была бы сообщена эта печать дара Духа Святого, который, как семя, был посеян в душе и впоследствии возрос в обильный плод, в ком в тридцать, в ком в шестьдесят, а ком и в сто крат (ср. Мф.4,20).
Не только на святых, но и на всех нас есть печать Святого Духа, и каждому из нас сообщены эти дары, но их нужно развивать, взращивать. В этом и есть соработничество Бога и человека. Господь дает нам задаток, некий талант, который мы должны взрастить. Именно об этом говорит нам притча о талантах, о даре Святого Духа. Сможем ли мы трудами своей жизни принести Богу обильный урожай, множество талантов? Это зависит от каждого. Будем лениться – Господь отберет у нас все, что нам дано, и отдаст тому, кто взрастит эти таланты. И святые сделали так, что ничто в их душе не мешало действию Духа Святого. Он обильно действовал, развивал те дары, которые им были даны, и изливал изобильно на окружающих. Именно поэтому к святым стремятся не только люди, но даже звери, которые обоняют некое благоухание Святого Духа, которое исходит от святых. Оно привлекает даже диких животных, они становятся мирными и покорными, как некогда в раю.
Задача нашей жизни проста. Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11,30). Нет ничего невозможного для верующего, нет для него ничего непреодолимого. Нет такой горы, которую верующий человек не мог своей верой сдвинуть. Все возможно нам. Главное – не лениться и не унывать. Если будем просить Господа, Господь подаст обильно. «Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7,20). Главное, самим нам сделать шаг Ему навстречу, постараться избавиться от тех грехов, которые мешают движению Духа Святого, от предрассудков расовых, национальных, от заблуждений, освободиться от упрощения. Если мы чего-то не понимаем в том, что открыл нам Господь, то это до времени, пока ум наш не будет просвещен. Не будем отвергать то, что нам непонятно, но будем молиться о просвещении, чтобы Господь помог нам это понять и вместить. Если сосуд нашего сердца мал, то многое туда не войдет. Задача наша – этот сосуд расширить, сделать вместительным. А Господь сделает его настолько огромным, что мы не можем этого даже представить. Сердце наше сделается большим, как море, и все жаждущие смогут приходить и пить. Господь говорит, что каждый принявший Духа Святого, станет как бы источником: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева истекут реки воды живой» (Ин.7,38). Вся Вселенная будет наполняться ими. Не от одного человека, какого-либо святого или пророка, а от каждого. Но не каждый хочет этого. В этом наша проблема, что наша воля не всегда стремится к тому, что Господь хотел бы видеть в нас, поэтому нам нужно понудить свою волю, сделать волевое усилие над собой. В этом подвиг христианина. «Царство Небесное силой берется» (Мф.11,12). Эту силу нужно приложить. Мы часто не способны что-то сделать, но Господь способен.
Мне очень нравятся слова старца Паисия Святогорца: «Сделай возможное, чтобы Бог сделал невозможное». Господь, видя наше усердие, сделает все и даст нам все в полноте, потому что мы имеем счастье называться «возлюбленными детьми Божиими» (ср. Еф.5,1). Он нам уже не просто Господь, Он наш Брат, Он нам сотелесен, Он воплотился и умер ради нас. В наших жилах течет Его Кровь Евхаристии. Мы в Евхаристии вкушаем Его Тело, мы соединились с Ним. Это самое большое благо и дар, и Дух Святой да наполнит вас обильно! Пусть никто не останется скуден, с малым ненаполненным сосудом, но каждый пусть из Церкви выйдет наполненным, способным дать благость и милость тем, кто будет к нему обращаться. И тогда весь мир узнает, что мы – ученики Христовы, потому что имеем в себе благодать Духа Святого, Который есть Любовь».