В праздник Собора Аланских святых архиепископ Герасим возглавил Литургию в кафедральном соборе и крестный ход

24 ноября 2024 г., в Неделю 22-ю по Пятидесятнице и в праздник Собора Аланских святых, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Иристонского округа протоиерей Константин Джиоев, благочинный Моздокского округа протоиерей Артемий Пономаренко, благочинный Ардонского округа протоиерей Иаков Фрилинг, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, благочинный Октябрьского округа иерей Димитрий Хестанов, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании литургии правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Сегодня мы совершаем память всех Аланских святых. Это новый праздник, установленный решением Священного Синода Русской Православной Церкви в прошлом году. Мы только начинаем составлять чинопоследование этого праздника. Может быть, мы всей глубины его пока не осознаем, но, тем не менее, событие их прославления совершилось. Каждая земля, каждый народ приносит Богу свой зрелый плод, как виноградник приносит грозди, налитые соском, которые дадут прекрасное вино, текущее «в жизнь вечную» (Ин.4,36). Земли русские, греческие, египетские принесли свои плоды. Неужели земля Аланская была изъята из этого плодоношения, если на ней уже две тысячи лет славится имя Христово? Нет, конечно. Наконец, осуществляется историческая справедливость, и мы в составе Собора Аланских святых почитаем тех людей, которые со времен пришествия апостолов на нашу землю восприняли истину Христову, вложили ее в свое сердце и решились исполнять заповеди Божии самим делом, всей своей жизнью даже до самой смерти. На протяжении двух тысяч лет эти лозы, посаженные святыми апостолами, постепенно наполнялись гроздьями, и теперь мы имеем возможность увидеть плоды их святости. Те святые, которые включены в Собор Аланских святых, – это не все те, которые жили на нашей земле. Мы почитаем мученика Сухия с дружиной, как одного из первых исповедников имени Христова, которые, будучи аланами, пролили свою кровь за Христа в Армении. Мы почитаем пока еще у нас не прославленную аланскую царевну Ашхен, которая вышла замуж в Армению и там прославляется. Мы почитаем равноапостольную Нину, которая сообщила имя святого Георгия кавказским народам. Благодаря ей мы почитаем на протяжении семнадцати веков великомученика Георгия Победоносца, нашего любимого святого. Мы почитаем святых более позднего времени, когда мир в Римской империи установился, и появилась возможность отправиться за получением мудрости в далекие страны, как это сделали единокровные нам Сармат и Алоний, которые подвизались в Египте. Преподобный Сармат стал учеником преподобного Антония Великого, основателя монашества. Мы почитаем царицу Тамару, которая по матери была аланкой. Он совершила великие дела, утвердила мир на земле Кавказа. По ее воле была написана чтимая Иверская икона Божией Матери, которая долгое время хранилась в селении Харисджин в Куртатинском ущелье, а после прославилась чудесами в городе Моздоке и по всему Кавказу.

Многие святые, которые жили в трудные времена гонений, не прославлены до сих пор. Мы знаем о праведниках, имена которых не сохранились. Одна из них – пока еще не прославленная в лике святых Задалески Нана, которая спасала детей Алании от истребления, учила их и сохранила семя осетинского народа, давшее обильный всход. Мы вспоминаем людей, которые жили по ту сторону Кавказского хребта и сталкивались с нашествиями иноверцев. Они за свое исповедничество заплатили собственной кровью. Это святые Шалва, Элизбар и Бидзина, мученики Ксанские. Мы вспоминаем новое время и его деятелей, которые пока еще не прославлены. Это епископ Иосиф (Чепиговский). Я называю его святым апостолом Осетии. Всю жизнь он прожил здесь и посвятил себя просвещению осетинского народа, который был лишен книжности из-за монгольских нашествий. Это и его сподвижники, среди которых просияло, прежде всего, имя протоиерея Алексия (Аксо) Колиева.

Двадцатый век явил нам страшные гонения на веру Христову, и мы видим сияющих в лике святых пятерых архиереев, которые не были этническими осетинами, но потрудились на нашей земле и пролили кровь за исповедание Христово. Это священномученики Андроник Пермский, Пимен Семиреченский, Серафим Угличский, Никодим Костромской, Фаддей Тверской. Множество было угодников Божиих, потому что они не могли не просвещаться светом веры от таких исповедников. Были у них свои ученики, имена которых пока не включены в лики святых.

Весь этот Собор, наконец-то, в один день нами почитается и прославляется. Святые сродники наши молятся о нас Господу Богу о том, чтобы осетинский народ никогда не переставал плодоносить святостью, чтобы всегда были на нашей земле праведные люди. «Ради праведника стоит село», ‒ говорит пословица. Мы знаем историю Содома и Гоморры, когда ради нескольких праведников Господь хранил град. Мы знаем историю пророка Илии, когда он жаловался Господу на народ Израиля. Но Господь сказал: «Я оставил между Израильтянами сем тысяч мужей; всех сих колена не преклонялись перед Ваалом» (3Цар.19,18). Эти тайные служители Божии на Аланской земле существуют уже две тысячи лет, и это предмет славы, благодарности Богу и большой радости, что мы не изъяты из сонма других народов, которые приняли со всей душой веру Христову. Еще за шестьдесят лет до Крещения Руси Патриарх Константинопольский Николай Мистик отправил сюда монашескую миссию, которая и стала семенем Аланской митрополии.

Вот как славно прошлое аланского народа! Вспоминая века прошедшие, будем молиться и о будущем, потому что эти люди являются фундаментом будущего как живые камни, встраиваемые в здание Церкви, которое растет и растет. И мы тоже должны войти в труд этих святых, которых почитаем, потому что самое главное прославление – это не просто Литургия, не просто крестный ход и молебен. Самое главное прославление – это если из богослужений мы вынесем то, что должны жить так же, как жили они. Мы имеем полный лик святых, в нем есть и мученики, и равноапостольные, и преподобные, и святители, и благоверные царицы – полный Собор. Каждый видит в них пример. Начальник увидит пример в начальствующих, монах ‒ в преподобных, архиерей – в святителях. Отцы, матери, дети – все могут увидеть в сонме аланских святых те примеры, которые мы можем применить в собственной жизни. Это не что-то далекое от нас, но близкое, потому что нас убеждает их жизнь уже по той причине, что в их жилах течет та же кровь, что и у современного народа. Они те же самые, то же самое ДНК, то же небо сияло над ними. Но жили они не греховно, а праведно. Значит, и нам это возможно. Вот что самое главное в нынешнем празднике. Мы можем войти в лик этих святых, если будем жить праведно. Господь каждому дает эту возможность. И если мы поживем праведно, то и земля наша будет мирной и благополучной, то нам не надо беспокоиться о будущем своих детей, потому что они, глядя на нас, будут жить так же. Плод благой происходит от благого дерева, и если мы как некие ветви привьемся к этому древу святости, то и в наших жилах потечет этот сок.

Господь говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15,5). Мы способны быть ветвями Христовыми, как ими стали те святые, которые некогда были чужды веры истинной, но потом, когда она пришла на нашу землю, обрадовались, потому что увидели в ней свет, правду, истину и спасение. Так и мы не должны идти на компромиссы с миром. Мы не изъяты из этой цепи святости, а потому будем молиться, прославлять святых наших сродников, праведных алан, осетин, русских, которые жили на этой земле веками и освящали ее. Будем стараться, чтобы и наш народ так же носил это имя и никогда в нем не звучали слова хулы и проклятия в адрес Христа, потому что если однажды принятое нашими отцами было добрым, то кто мы такие, чтобы говорить, что мы найдем что-то более лучшее и интересное?! «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4,12). Это засвидетельствовано нашими предками, поколениями, веками. Постараемся быть верными этой правде, и тогда и мы будем достойными потомками наших аланских святых!»

По окончании литургии правящий архиерей возглавил крестный ход от кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа до храма всех Аланских святых, где было совершено молебное пение. В крестном ходе приняли участие духовенство и верующие из всех благочиний Владикавказской епархии. По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Святая неделя Джеоргуыба завершается, как кульминацией, литургическими торжествами в честь нашего небесного покровителя святого Георгия Победоносца и в память всех тех людей, которые просияли святой жизнью, от времени пришествия апостолов на землю Аланскую по сей день. Таким образом, мы сегодня празднуем не одиннадцать, а двадцать веков святости на Аланской земле. Аланский народ славен тем, что с первых слов, которые прозвучали здесь из уст учеников Христовых, слов евангельских, воспринял глубоко в сердце эту веру, и уже в первом веке после пришествия Христа в мир явил чудо исповедничества. Мученики Сухий и дружина его засвидетельствовали своей кровью верность истине Христовой. Из века в век рождались новые святые. Не всех из них мы знаем по именам, поскольку «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11,38).  Действительно, наша горная страна к этому располагает. Думаю, что здесь просияло много людей, стремившихся к уединенной монашеской жизни. Мы имеем полный сонм святых – апостолов, равноапостольных, мучеников, преподобных, святителей и новомучеников, пострадавших в веке двадцатом. Не все они еще прославлены, ведется работа по представлению к канонизации тех, которые в годы советского лихолетья отдали свою жизнь, не отрекшись от Христа.

Сегодня великий день. Праздник этот установлен недавно, но веками и десятилетиями люди, живущие на этой земле, ожидали, когда же, наконец, будет прославлен весь сонм людей, которые здесь молились и угождали Господу. И этот день пришел. В прошлом году Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил этот праздник, а сегодня вся республика отправила представителей от своих храмов на нынешний крестный ход. Вся земля Аланская почитает святых своих сродников, предков, в которых текла та же сама кровь, которые ходили по той же земле, любовались на те же самые горы и дышали тем же воздухом, что и мы. Они видели Христа своим духовными очами, и Христос стал для них самым главным приобретением. Постараемся и мы быть достойными своих святых предков, потому что если мы войдем в эту золотую цепь святости, то какая радость будет на Небе о том, что мы так же даем обильный духовный плод уже в наше время, которое, казалось бы, уже порабощено материальными заботами и многими испытаниями! Все временами были трудными, о чем свидетельствует икона святых Бидзины, Шалвы и Элизбара, лежащая здесь на аналое. Они пролили свою кровь, но не отреклись от веры. И какие бы обстоятельства нас бы ни окружали, мы должны иметь такую же пламенную веру во Христа, которую имели наши святые предшественники. Если мы явим надежду и любовь в своем сердце, то будут чудеса на нашей земле, будет воздвигнут величественный собор святого Александра Невского, на территории которого мы находимся. Будем молиться, чтобы вера Христова укреплялась на нашей земле, освящала всех нас и исполняла не только силой решимости, но и мудрости, мира, любви!».