В праздник Сретения Господня архиепископ Герасим совершил Литургию в кафедральном соборе

15 февраля 2024 года, в праздник Сретения Господня, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне Владыка Герасим возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

Проповедь перед причастием произнес иерей Георгий Кудзагов.

За Божественной литургией причастились Святых Христовых Таин учащиеся православной гимназии имени протоиерея Алексия (Аксо) Колиева г. Владикавказа.

По окончании богослужения правящий архиерей огласил обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю дня православной молодежи. Затем архиепископ Герасим обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Самое главное, что мы переживаем в праздник Сретения Господня – это встреча вечно юного Бога, но Того же Самого, Который на Синае дал заповедь Моисею, Того же Самого, Который сотворил мир, с ветхим днями старцем Симеоном. У этого старца была молодая душа, он был поистине юн. И поэтому происходит нечто поразительное. Сей Младенец, Который был прежде всех веков, и старец, который дряхл годами, но молод душой, встретились в храме Иерусалимском. Это встреча старости, вечности Божией, с молодой душой, которая заключена в бренном теле и стремится поскорей отойти к своему вечному Господу. И старец Симеон произносит те слова, которые он давно хотел сказать. Он ждал этого момента долгие годы: «Ныне отпускаешь ты меня, Господи Боже, с миром, потому что мои очи, наконец-то, увидели то, что я всю жизнь ждал. Я увидел Того, кто приходит стать Светом для мира, сидящего во тьме, и Того, Кто является подлинной славой Израиля. Тем Человеком, ради Которого и существует этот народ, и в Котором заключается все исполнение пророчеств и обетований. Наконец этот день приходит, и наконец я вижу это своими глазами. Наконец я осязал своими руками Того, Кого невозможно осязать – Предвечного Бога. Вот, я вижу Его».

Совершилось чудо, великое таинство, о котором недоумевают даже ангелы, потому что вочеловечение Христово – это тайна не только для мира человеческого, который в большинстве своем считает ее просто безумием, но и для ангельского, который не может проникнуть в тайну Воплощения и явления на земле Господа нашего Иисуса Христа, Второго Лица Святой Троицы, Творца мира, Которого и ангелы трепещут.

Вот такое великое событие произошло в храме Иерусалимском. Может, многие, стоявшие вокруг, даже и не поняли, что произошло. Наверное, так часто бывает, что те события, которые имеют в действительности глубочайший, серьезнейший смысл и являются поворотными точками истории, проходят для мира не замеченными, а то, что не имеет никакого смысла, пышно празднуется, бряцает кимвалами, трубит фанфарами. И кажется, что вот оно – величие. Но, на самом деле, нет. Тайна Божия совершается неприметно и незаметно, но происходит то, чего ждало все человечество. И один из человечества говорит: «Господи! Наконец-то Ты пришел, наконец-то мы Тебя увидели. Ныне сбылось то, чего мы все так ждали. Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Старец Симеон отходит в вечность. Больше о нем не упоминает Евангелие. Мы не знаем, как он скончался. Он вскоре предал свою душу в руки Божии после события Сретения, потому что уже исполнился смысл его жизни – он встретился с Богом. И смысл жизни каждого человека – это подлинная встреча с Богом. Она не обязательно должна совершаться в старости. О старце Симеоне был особенный промысел Божий. Он был особенным знаком, напоминанием для тех людей, которые вместе с ним приходили в храм и, быть может, догадывались, почему он так долголетен и до сих пор не перешел в вечность. Он Кого-то ждет. Это ожидание исполняется. И для внимательных людей то, что старца Симеона после этого не стало, было знаком того, что случилось то, что он ожидал.

Встретиться с Богом можно в любом возрасте. Можно встретиться школьнику, студенту, молодому отцу или матери, пожилому человеку. Все это зависит, по большей части, от того, насколько мы сами стремимся к этой встрече, насколько ожидаем Господа, насколько для нас это сретение – важное событие в жизни. И поэтому Господь каждому из нас открывается в свое время и в своем возрасте, в меру нашего ожидания, нашей готовности. А готовность эта выражается тем, что душа у человека – молодая, ясная, но в то же время уже зрелая. Потому что только зрелое размышление поможет человеку узнать Того, Кого душа знает и ожидает, и не упустить эту встречу. Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит глас Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр.3,20). Поэтому открыть дверь Господу, Который ожидает нас, мы можем в любом возрасте, лишь бы эта дверь не была наглухо заколочена нашими грехами, потому что грех скрывает Бога от человека. Грех – это такое состояние души, когда мы забираемся в свою внутреннюю клеть, заваливаем ее хламом, мусором и не стараемся впустить свет Христов в свой дом. Нам кажется, что так оно и должно быть. Потому что пребывание в собственной индивидуальности, исключительности, мнимом величии – ничто по сравнению со славой Божией. Ничто не сравнится со встречей с Богом. Поэтому надо очищать дом своей души от этого хлама, который кажется нам чем-то великим и значимым. Надо очистить свою душу, сделать ее достойной вхождения Господа, Того Гостя, Который стремится к нам войти, но не может без нашего приглашения войти к нам.

Это тоже удивительная вещь которую мы в праздник Сретения видим – насколько Господь вверяет Себя нам, насколько Он не хочет нашу волю своим величием поразить. Он приходит к Симеону как Младенец, Который не умеет еще говорить, Которого ручки и ножки в пеленках, Который нуждается в обществе Своей Матери, Своего отца. Таким образом, Господь вверяет Себя человеку. Господь доверяет нам до такой степени в этой беззащитности. В этом и выражается доверие Божие к нам. Поэтому другие религиозные доктрины, которые иногда близко подходят к пониманию Бога и даже учат, что Бог един, считают, что то, во что верим мы – это безумие. Как может Бог смирить Себя до такой степени, что Младенцем предается в руки человеческие! Ведь с младенцем можно делать что угодно. Но Господь доверят людям, что мы примем Его, воспитаем Его в себе, и Он будет всегда с нами. Он – наш защитник.

Поразительно – Бог нуждается в защите человека! Это от доверия и от любви. Это главное таинство нашей веры. Доверие и любовь должны мы воспитывать друг в друге, потому что Господь, прежде всего, доверил Себя нам. Не будем же среди распинателей, которые доверия этого не оправдали, предали доверие Божие, убили Его на Кресте! Будем среди тех, которые со старцем Симеоном и с Анной пророчицей приемлет Его в свои руки, нежно обнимает и говорит: «Господи, наконец-то ты пришел! Я буду беречь Тебя, потому что Ты мое сокровище, самое драгоценное, что у меня есть. Я Твое доверие не посрамлю!» В этом, наверное, смысл и этого праздника и всех прочих праздников, которые мы отмечаем. В этом смысл нашей веры. Будем верны Господу, не предадим Его доверия!

Сегодня мы поздравляем нашу молодежь. Воспитывайтесь в этом благочестии и вере, о которых слышите в храме, о которых говорят ваши учителя и родители! Будьте достойны Господа, потому что ради вас Господь пришел на Крест. Он Себя вверяет вам, чтобы вы росли и, исполняя Его заповеди, подлинно становились людьми «в меру возраста Христова» (Еф.4,13), чтобы в глазах каждого из вас отразился Христос, и чтобы то, что вы будете нести дальше в мир, радовало людей, делало их светлее и чище, и чтобы они благодарили Господа за то, что вы выросли такими достойными людьми! Растите в добром здравии и благочестии!

Дорогие родители, вы также соучастники в празднике православной молодежи! Без вас эта молодежь в храм бы не пришла, и я надеюсь, что старости доброй и маститой они вас возьмут под руку и приведут в храм Божий. Дай Бог, чтобы ваши надежды вас не посрамили, чтобы всегда ваши дети и семьи в доброй вере и благочестии хранили мир и любовь!»