15 января 2025 года, в праздник преподобного Серафима Саровского, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в Покровском храме г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии, настоятель Покровского храма г. Владикавказа, благочинный Покровского округа; протоиерей Артемий Пономаренко, благочинный Моздокского округа; иерей Георгий Дзеранов, ключарь кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа; иерей Димитрий Кондратьев, ключарь храма равноапостольного храма Владимира г. Владикавказа; иерей Андрей Раснянский, настоятель храма Архистратига Михаила ст. Луковской; иерей Игорь Кусов, руководитель Миссионерского отдела Владикавказской епархии; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора и Покровского храма г. Владикавказа.
Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского храма г. Владикавказа под руководством регента Златы Фенченко.
Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Мельник.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Преподобный Серафим Саровский был явлен нашему народу в начале девятнадцатого века, в эпоху разгула вольнодумства, когда русское дворянство даже по-русски говорило не очень хорошо, а общалось на языке только что побежденного народа, на французском, что считалось очень модным и элегантным, в то время, когда Церковь наша претерпевала различные невзгоды, поскольку в это время из Европы проникло много ложных идей. Библейское Общество занималось тогда не только пропагандой идей Священного Писания, но благодаря этому возникло множество мистических кружков, которые стали проповедовать учения, весьма далекие от Православия. И казалось, что Церковь находится в упадке, ее душат обер-прокуроры. Даже святитель Филарет, митрополит Московский, подвергся критике, был отстранен от управления Синода и отправлен в почетную ссылку в Москву из Петербурга и больше туда не возвращался. Время было очень непростое, и, наверное, никто не мог и подумать, что именно тогда России будет явлен такой всемирный светильник, как называет его владыка Вениамин (Федченков) в своей замечательной книге. Человек, который привлек сердца и отцов, и детей вновь ко Христу. Многие стали приходить к нему, когда преподобный Серафим вышел из затвора, стал принимать свободно людей, но до этого он прошел колоссальный духовный искус, подвиг, подвергся многим искушениям, страданиям, но не отступил от Господа, был всегда верен Господу, Пресвятой Богородице, за что сподобился в одном из видений свидетельства от Самой Матери Божией: «Сей от рода нашего».
Этот человек от Божественного рода, земной ангел и небесный человек, явился тем, кто зажег вновь огонек потухающей лампады веры православной, по сути, явился возродителем, и благодаря ему, параллельно с ним, возникли многие духовные движения – оптинское старчество, труды старца Назария на Валааме, и его преемника Дамаскина. Как многие и другие духовные обители возродились, и их духовные дети, как святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, наш кавказский святой. Думаю, что не будет преувеличением сказать, что все это родилось из подвига преподобного Серафима. Безусловно, были и другие влияния, например, преподобный Паисий Величковский, на Русь пришло переведенное «Добротолюбие», но эта яркая вспышка, уже, казалось, погасающего светильника благочестия Русской Церкви вновь воссияла и озарила своим светом всю Русь.
Сегодня, в день памяти преподобного Серафима Саровского, мы здесь, в Покровском храме, совершаем особенное торжество – актовый день нашего Центра подготовки церковных специалистов. Мы открылись осенью прошлого года. Наконец-то в нашей епархии возродилось духовное образование, и первое полугодие студенты отучились. Я их особенно в этот день поздравляю, первые шаги сделаны. Педагогов благодарю за труды, которые они понесли. Очень хорошо, что решили выбрать именно этот день, чтобы провести наше учительское совещание, поздравить наших студентов.
По выражению святителя Григория Богослова, кто такой богослов? Люди, которые здесь учатся, получат определенные богословские знания. Но что это? Набор информации, книжки какие-то? Их можно и дома читать. Не только обучение, но и воспитание необходимо, потому что, по мысли святителя Григория, тот, кто молится, тот богослов. Не только исключительно интеллектуальные познания свойственны православному христианину для достижения благочестия, но и душевные и духовные, которые лежат на гораздо более глубоком уровне, соприкасаются непосредственно с тайнами Царства Божия. Безусловно, необходимо быть правым и твердо стоять в исповедании догматов Православной Церкви. Но это не должно быть просто накоплением знаний, когда мы получаем их, но не преображаем в какие-то навыки. А навык – это молитва, образ благочестия, жизнь по заповедям Христовым. Если этих целей мы достигнем, то тогда сможем сказать к моменту выпуска, что наши студенты – подлинные богословы. Нужно, по крайней мере, задать им такое направление движения. Потом они уже будут возрастать и трудиться на приходах, и помогать тот же огонек веры нести из нашего Духовного центра тем людям, которые будут приходить к ним, обращаться и спрашивать, чтобы эти знания не пропадали втуне. Потому что, по слову Евангелия, талант, закопанный в землю, будет взыскан и отобран, а владелец таланта, пущенного в рост и принесшего доходы, будет прославлен у Господа. Дай Бог, чтобы те таланты, которые будут получать наши студенты, а вместе с ними, как определенную мзду от Господа, и те, которые их учат, чтобы все эти люди стали в одном ряду с преподобным Серафимом Саровским, чтобы в Царствии Божием нам радостно было услышать: «Да, они были, конечно, с ошибками и грехами, но и они рода нашего»! Постараемся жить так, чтобы о нас Господь и Его Ангелы сказали: «Они рода нашего». Тогда наша христианская жизнь не напрасна. А если они нас за своих не признают, то тогда ради чего мы и жили?
Потрудимся в этой жизни! Преподобный Серафим говорил: «Если бы мы знали, какие блага уготовал Господь, мы готовы были бы терпеть крайнюю нужду и муки в этом мире, чтобы обрести хотя бы частицу той славы, которую Господь уже обещал нам и готов нам ее дать». Стоит нам лишь только проявить усердие».