В ПРАЗДНИК ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ АРХИЕПИСКОП ГЕРАСИМ ВОЗГЛАВИЛ ЛИТУРГИЮ В ХРАМЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

12 февраля 2024 года, в праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира исторической архиерейской резиденции г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Нектарий (Монахов).

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Имена трех великих святителей и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста мы часто вспоминаем. Жили они примерно в одно и то же время, и такая святая троица поборала за Святую Троицу, за правильное почитание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, восстав против тех ересей, которые был в четвертом веке. Они истолковывали Евангелие, составляли нравственные беседы, как святой Иоанн Златоуст, и положили основу христианского воспитания и научения на последующие десятки веков. Поэтому ни Василия Великого, ни Григория Богослова, ни Иоанна Златоуста нельзя поставить одного выше другого. Все они пред Господом в той или иной мере равны, потому что оставили нам великое наследие, которым мы живем и спасаемся.

Дай Бог, чтобы это наследие благоплодно усваивалось в наших душах, чтобы мы не только слышали эти имена, но и обращались к их творениям, потому что то, что они оставили, не должно оставаться под спудом и пылиться на полке! Всем нам надо читать не только брошюры о православной жизни, о том, как надо себя вести в храме, не только краткие выдержки из житий. Нужно поднять труд прочитать хотя бы несколько творений этих великих святителей. Это будет великая польза для души. Нужно заставлять себя.

Часто, к сожалению, слышно в наше время, что люди не любят читать, привыкли к клиповому восприятию маленьких кусочков информации, не более двух-трех минут, больше пяти страниц они читать не могут. На самом деле, проблема не нова. Преподобный авва Дорофей рассказывает в своем жизнеописании, что он был очень некнижным человеком и читать не любил. Он говорил, что на книгу смотрел, как на зверя, поэтому к ней боялся приближаться. Но постепенно навыком, понуждением себя к чтению, он дошел до того, что умываться забывал, настолько стремился, проснувшись, прикоснуться к книге, и читал допоздна. Послушания у него были тяжелые, но все время он уделял книжному чтению. И нам нужно себя понуждать, потому что не только для четвертого века писали эти творения вселенские учители. И для нас полезно было бы прочитать и толкование на Евангелие святителя Иоанна Златоуста, и его слова «К верующему отцу» и «К неверующему отцу». Он обращается ко всем. Он писал и против различных ересей: против аномеев (о том же писал и святой Василий Великий), против иудейского злочестия. Он оставил и толкования на послания святого апостола Павла, и даже его ученик, будущий святитель Прокл Константинопольский, однажды видел, что некий муж приходил к нему ночью, когда никто не мог войти в его келью, и что-то говорил ему на ухо. И когда Прокл посмотрел на икону апостола Павла, то понял, кто приходил к святителю Иоанну. Сам апостол Павел помогал святому Иоанну Златоусту правильно объяснять его послания. Послания апостола Павла достаточно сложны, особенно на слух и по-славянски, поэтому полезно обращаться к святому Иоанну Златоусту и читать эти тексты.

Неслучайно на Пасху мы поем стихиры, песнопения, которые составлены на основе трудов святого Григория Богослова. Этот человек прославил Святую Троицу, оставил нам в прекрасных стихах то, что мы уже знаем наизусть. Поэтому обратиться к его словам, написанным изящно и легко, тоже было бы очень полезно.

Святитель Василий Великий – это также столп веры, основатель фактически нашего монашества, оставивший нам канонические правила. Поэтому кто хочет благочестиво жить, обращайтесь к творениям святого Василия Великого.

Такое величайшее богатство, такую сокровищницу создали эти три святителя, которых мы сегодня почитаем. Дай Бог, чтобы мы не проходили без внимания мимо этой сокровищницы, но нашли ключ к ней, понудили себя, открыли крышку, извлекли это сокровище и усвоили его! От этого великая польза будет душам нашим. Один преподаватель Московской духовной академии сказал, что, если человек со вниманием прочтет все творения святителя Иоанна Златоуста, то считайте, что он закончил духовную академию, поскольку в них есть все: и экзгетика, и богословие, и гомилетика, и литургика. Поэтому, если кто-то в академии не учился, но хочет получить диплом на небесах, то возьмитесь за эти труды и прочитайте их!»