В праздник Владимирской иконы Божией Матери архиепископ Герасим совершил Литургию в храме святого князя Владимира

3 июня 2024 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери и равноапостольных царя Константина и царицы Елены, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную литургию в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора г. Владикавказа под руководством регента Марии Качмазовой.

Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев.

По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Сердечно поздравляю вас с днем памяти святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены, и с праздником Владимирский иконы Божией Матери! Подвиг равноапостолов – это исполнение пророчества Христа, которое мы слышали вчера, в Неделю о самаряныне, в евангельском чтении – на всяком месте «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин4,21). Это сбылось в царствование императора Константина, когда, наконец-то, была получена возможность без всякого преследования, свободно исповедовать веру во Христа Спасителя и отправиться с проповедью в самые отдаленные концы, не только в пределах Римской империи, но и в дальние страны Африки, Азии и Европы. Святой апостол Андрей к тому времени уже прошел земли Причерноморья и Руси. Теперь за это уже не гнали, а цари часто сами содействовали проповеди, как это случилось у нас в Алании. Византийский император и Константинопольский патриарх обратились с просьбой к православному царю Абхазии, чтобы он содействовал миссии, которая была отправлена в Аланию. Все это стало возможным благодаря тому, что государь стал православным человеком, и сделался, по выражению средневековых канонистов, внешним епископом Церкви. Тем человеком, который хранит Церковь от различных ересей, расколов и прочих нападений, чтобы мы могли в мире и тишине исповедовать свою веру и жить по-христиански. В этом великий подвиг царя Константина и матери его Елены, которые своим примером вдохновили огромное количество людей власти. Не все, конечно, было гладко в истории, случались рецидивы язычества, но, тем не менее, твердый камень – Христос – был положен в основу Римской империи, и она простояла еще более тысячи лет, храня веру православную, а потом передала свое преемство Руси. Это преемство было передано во многом даже видимым образом, поскольку иконы, святыни, мощи пришли из Византии на Русь. Из тех мест, где стало уже невозможно молиться, поскольку было уже турецкое нашествие, начались гонения на веру. Русь Святая стала хранителем Православия.

Видимым знаком этого явились иконы Божией Матери, одну из которых мы сегодня почитаем – Владимирская икона. Она празднуется трижды в году, поскольку трижды спасала Русь от страшных разорений и нашествий. Это тоже знак особого попечения Матери Божией о православном мире. Когда зачастую у царей скипетры колеблются, и они уже не в силах противостоять мощи иноземных захватчиков, иноверцев, Сама Матерь Божия поборает за Свой народ, становится Взбранной Воеводой, Которая побеждает всякие воинства и ополчения, восстающие на нас. Пресвятая Богородица хранила Русь в годы лихолетья, когда православного государя у нас уже не стало, а официальной идеологией был атеизм и коммунизм. Но в глубине, в самом сердце души русского человека всегда теплился маленький огонек надежды на Бога и упования на Пресвятую Богородицу. Никогда это упование нас не посрамляло. Русь хранима и государями православными, и Пресвятой Богородицей, Которая Сама заступала место государя, как это случилось с явлением Державной иконы Божией Матери в момент отрешения государя от престола, в момент предательства русского народа, когда он отрекся от своего царя. Тогда Матерь Божия Сама вступила в лик защитников православного народа.

Нам этого не нужно забывать, поскольку мы переживаем нелегкие времена. Мы, которые долго жили в мире и спокойствии, не ожидали, что на нас обрушится военная гроза, которая сейчас бушует на западе нашей страны. На поле брани погибают наши братья и отцы. Эта страшная трагедия, и нам нужно особенным образом помолится Матери Божией.

На Руси сложилась благочестивое предание, что каждая из чтимых икон охраняет свой удел, север, юг, запад, восток, центр России. Мы можем обратиться к той иконе, к которой наше сердце лежит особенным образом. Сегодня это Владимирская икона, а всего чудотворных икон более двухсот. Списки с них находятся по всему лицу Русской земли. Помолится нужно Матери Божией, чтобы Она, как некогда цари православные, Сама утверждала в наших сердцах веру. Люди еще колеблются и надеются на что-то совсем другое, что мы своими силами, мощью нашего военно-промышленного комплекса, можем одолеть врага. «Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126,1). Мы, прежде всего, должны полагаться на Христа и не терять усердия в тех делах, когда нам предстоит что-то сделать по-человечески. Без помощи Божией, только силой оружия мы победить не сможем. Это пример всех великих империй, который в одночасье рушились как колосс на глиняных ногах. Ноги эти подрубались, и империя, вроде могущественная, падала.

Да не будет этого с нашей страной! Пока у нас есть силы, возможности, время, обратимся с молитвой к Господу и Пресвятой Владычице, чтобы Она всех нас укрепила в главном нашем делании – предстоянии Богу. Если мы со Богом, то нам уже ничего не страшно. Часто в истории бывало так, что скромные очень по человеческим меркам отряды побеждали полчища врагов. Так, израильский судья Гедеон с отрядом всего в триста человек разгромил огромное воинство. Кто бился за него? Сам Господь, потому что в стане врага началась паника. Они почувствовали силу Божию, которая была с Гедеоном. Да будет так с нашим воинством, потому что одной стране противостоять целому миру невозможно! Но если с нами Бог, то мы победим. Дай Бог, чтобы так и было!».