В рождественский сочельник архиепископ Герасим совершил литургию в храме Рождества Христова с. Кобан

6 января 2025 г., в Навечерие Рождества Христова, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил часы Навечерия и Божественную литургию в храме Рождества Христова селения Кобан.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, настоятель храма Рождества Христова с. Кобан протоиерей Василий Шауэрман, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, штатные клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора вмч. Георгия г. Владикавказа под руководством регента Марии Качмазовой.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Василий Шауэрман.

По окончании богослужения правящий архиерей к духовенству и верующим с архипастырским словом:

«Здесь, в глубине гор, мы сейчас уже зажгли первую звезду, спели тропарь и кондак Рождеству Христову. Этот долгожданный день, предваряемый долгим сорокадневным постом, приходит. Мы имеем возможность праздновать его не просто в горном храме, а в храме, посвященном Рождеству Христову.

Рождество Христово – праздник радостный, особенный, любимый всеми. Думаю, что нет такого человека, даже отстоящего далеко от Церкви, который относится к нему с негативом. К сожалению, во многих странах это выродилось уже в какой-то праздник шопинга, торговых центров, в какую-то фигуру Санта-Клауса. Но мы, православные христиане, знаем, что Рождество Христово – это «спасения нашего главизна», потому что приходит Христос, Которого ждали многие поколения людей.

Тысячи лет пришли в этом ожидании, когда же придет Избавитель. Люди хранили это предание и ждали. Там, где не было подлинной традиции, которая шла от Христа, люди чувствовали что-то и изобретали какие-то свои учения, собственные философские традиции, в которых говорили, что придет Некто, но не знали, Кто именно. И только в ветхом Израиле хранилось предание среди пророков, праотцев, святых отцов, что придет подлинный Мессия, Который сокрушит «главу змия» (Быт.3,20).

И вот Он приходит, рождается, и начинается совершенно новая история человечества, поворотный момент, особенный пункт, который разделяет мир на до и после Христа. Все, что было до Рождества Христова, и теперь эпоха после Рождества Христова. Даже светское летоисчисление, хотя и пытается говорить «наша эра», но на самом деле, поворотным пунктом является Рождество Христово, и мимо него пройти невозможно при всем желании, как бы ни хотелось людям, которые борются со Христом, стереть из памяти людей рождение этого Младенца, Которого повили пеленами, положили в яслях, в скотской пещере. Казалось бы, в каком-то маленьком городишке, затерянном между имперскими пространствами местечке, но это местечко, Вифлеем, стало местом, из которого воссиял миру «Свет разума». До этого человечество бродило в потемках, не осознавая, куда идет. Слепой вел слепого, и даже великие философы древности, по сути, были слепцами, потому что на ощупь пытались, как в некой пещере, найти блики света, которые отражались от входа. Говорили о том, что есть какие-то пресущественные идеи, которые отражаются в мире, но никто из них не понимал, что подлинные идеи, подлинный Логос – это Вторая Ипостась Святой Троицы Господь наш Иисус Христос, Который таинственным, дивным, чудесным образом воплощается от Девы, рождается и приходит спасти всех нас.

Поэтому этот день – особенный день, особенная радость. Да, конечно, в Церкви Христовой самым чтимым праздником является Пасха. Но без Рождества не было бы и Пасхи, поэтому действительно «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Это таинство, которое было еще в Предвечном Совете задумано, было передано достойным, которые хранили эту тайну, а теперь видят ее сбывшейся. Радуются все праотцы, все отцы, и Сам Господь говорит: «Авраам, отец ваш, был рад увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8,56). Действительно, весь мир ликует в день Рождества Христова, потому что Христос приходит избавить нас от самого главного врага – от того, от которого никто не может нас избавить, – от смерти. И от предшественника смерти – от греха. Никто не мог побороться с этими титанами, которые довлели над родом человеческим и не давали головы поднять. И вот приходит достойный Боец, Который побеждает смерть, сокрушает врата ада. И кроме Христа никто не мог это сделать. Только этим именем, по апостолу Петру, нам подобает спастись. И это имя теперь произносится, звучит. Если в древнем пророчестве говорилось об Еммануиле, «что значит «с нами Бог» (Ис.1,23), то вот, нарекается имя «Иисус», которое освящает и охраняет этот мир. Которым мы спасаемся, которое звучит теперь во всех уголках Вселенной, потому что люди призывают Господа, а всякий, призывающий Господа и творящий заповеди Его, спасется. Это ли не радость? Это счастье, что это имя, наконец, звучит. Нарекается имя Ему «Иисус», и теперь мы с именем Иисусовым, с именем Христовым, как христиане, живем в этом мире и стараемся по возможности исполнять заповеди. Потому что заповедями Христовыми и жизнью Христовой только и можно спастись. Поэтому уклонение от заповедей – это смерть, а житие в заповедях Христовых – это жизнь.

Все очень просто. Некогда сказано было: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор.30,19). И мы выбираем жизнь, идем с жизнью по жизни, потому что во Христе преизбыток жизни. Мы ею исполняемся, благодаря тому, что Христос благоволил родиться и спасти нас. Какая радость и какое счастье, что Бог призрел народ Свой, не забыл, не отвернулся, не поступил как во дни Ноя, не утопил всех и не сжег огнем, а послал Сына Своего на смерть крестную ради нас и нашего спасения. Какая любовь Господа и какое это счастье! И как должны мы быть благодарны Богу за то, что Он нас, грешных, не бросил, не отвернулся!».