ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

 

25 апреля 2021 года, Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим – Неделю ваий или Вербное воскресенье.

 

Вход Господень в Иерусалим, описываемый всеми четырьмя евангелистами (Мф.21,1-11; Мк.11,1-11; Лк.19,28-40; Ин.12,12-19) – одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа – Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи. Оно хронологически и содержательно предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.

Воспоминанию этого события посвящен один из главных церковных двунадесятых праздников. Он празднуется в воскресение, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви (вайя), праздник этот обычно называют Неделей Ваий (на Западе – Пальмовое воскресение или День пальм). В славянской традиции известно еще его обозначение еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит название Вербного воскресенья (Вербница).

За пять дней до иудейского праздника Пасхи, Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился (евангелист Иоанн не указывает, как именно было найдено животное и описывает событие проще: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него» – Ин.12,14). Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Его, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Последний возглас является парафразом Пс.117,25-26, который пелся по большим праздникам.

Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь, тем, что Христос не запретил встречать Его этими словами, понимавшимися, в том числе, как мессианское приветствие. Евангелист Матфей пишет, что Вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф.21,10). Апостол Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения Лазаря (Ин.12,17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из храма (Мф.21,12-13; Лк.19,45-46).

Наиболее близки между собой рассказы синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Они уделяют пристальное внимание отсутствующей у Иоанна истории с обретением осла для поездки, которая имеет много общего с повествованием о подготовке Тайной вечери (Мф.26,17-19; Мк.14,13-16; Лк.22,8-13). Обстоятельства нахождения осла являются исполнением пророчества Бт.49,10-11, а благополучное исполнение поручения учениками предстает как результат Божественного всеведения Господа Иисуса. Слова, которыми ученики объяснили, по заповеди Христа, заимствование животных у его хозяев («Господь имеет в нем нужду»), могут толковаться по-разному: осла могли дать взаймы для служения Богу, что не противоречило ветхозаветным законам о займах; либо Господом здесь именуется Сам Иисус как Бог (в этом случае эпизод является исповеданием веры и отдавшие знали Христа) и как истинный Хозяин и Творец всего сущего. Некоторые исследователи рассматривают этот эпизод как реализацию Христом общепризнанного в древнем мире права царя на безвозмездную реквизицию того, что необходимо ему для передвижения или пропитания.

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах.9,9), которое цитируется у Матфея и Иоанна, а у Марка подразумевается. У евангелиста Матфея пророчество Захарии описано как осуществленное вплоть до мельчайших подробностей, так как говорится не об одном, а о двух животных: ослице и осленке. При этом из текста Евангелия можно понять, что Господь воссел на двух животных сразу (Мф.21,2-7). Было предложено несколько вариантов решения вопроса о смысле Мф.21,7, из которых наиболее вероятны два: текст этого стиха был испорчен (в рукописях действительно есть расхождения) и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» в этом стихе относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие евангелисты однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой, необъезженный осел шел через толпу спокойно. Евангелисты подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился – это указывает на ритуальную чистоту животного.

Вероятнее всего, прибытие верхом на осле указывало на обстоятельства помазания Соломона на царство (3Цар.1,32-40), т.е. событие Входа Господня понималось всеми как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что они подстилали Ему под ноги свою одежду. Впрочем, передвижение на осле было характерным для еврейских учителей. Однако традиционно все паломники входили в Иерусалим пешими в знак смирения и почитания Святого града и храма. Следует отметить, что евангелисты говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно – верхом или пешим – Он вошел в сам город. В целом, выбор осленка должен был подчеркнуть мирный характер вступления Мессии-Царя в Его город (Мф.21,5), контрастирующий с обычными для торжественного входа царей и полководцев боевыми скакунами и колесницами. Подтверждением этого служит и тот факт, что въезд Христа в Иерусалим как Царя не привел к восстанию или серьезным волнениям, и Он не был арестован немедленно, а лишь спустя некоторое время, хотя событие это и вызвало подозрения и опасения у иудейской верхушки.

Для соотнесения Входа в Иерусалим с последующими событиями Страстей важно понять, кто именно встречал Христа. На основании повествований синоптиков можно сделать вывод о том, что Господа приветствовали в основном Его ученики (не только из числа 12-ти) и другие паломники, которые пришли в Иерусалим вместе с Ним и знали о Его мессианском достоинстве, тогда как жители Иерусалима не знали Его (Мф21.10-11) и были настроены враждебно. Именно поэтому в Иерусалиме, где никто не имеет веры во Христа, не происходит исцелений. У евангелиста Иоанна события представлены иначе. Согласно Ин.12,12-13, народ (пришедший на праздник, т.е. и в этом случае не обязательно коренные жители), потрясенный чудом воскрешения Лазаря, выходит навстречу Христу из Иерусалима, а противниками Господа предстают, прежде всего, фарисеи (Ин.12,18-19).

Особое значение имеют указания на использование народом ветвей во время встречи Христа, которые не упоминаются только в рассказе евангелиста Луки. Евангелисты Матфей и Марк говорят о том, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями или побегами. Апостол Иоанн называет эти ветви листьями финиковой пальмы, и из его слов нельзя понять, как именно использовал эти ветви народ – устилал ими путь или держал их в руках. Если предположить второе, то рассказ Иоанна о встрече Христа предстает описанием религиозной процессии в прямом смысле слова. Ритуальные пальмовые ветви использовались на осеннем празднике Кущей, поэтому, возможно, в сообщении Иоанна содержится скрытое указание на то, что Вход в Иерусалим был подобен процессии на праздник Кущей. Событие воскрешения Лазаря (Ин.11,1-44), связь которого с Входом Христа в Иерусалим подчеркивает евангелист Иоанн, предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых, но воскресение мертвых и начало Суда – это одна из тем праздника трубного звука, праздновавшегося перед праздником Кущей (Лев.23,24;Чисел29,1). Для праздника Кущей были характерно и ликование и радостные восклицания, также указывавшие на будущее воскресение мертвых. В Евангелии от Иоанна событие входа Господня в Иерусалим не связывается с очищением храма, но у евангелистов Матфея и Луки второе представлено прямым продолжением первого, поэтому религиозная процессия могла напоминать один из моментов Маккавейских войн, когда Симон Маккавей шел очищать храм в сопровождении музыки, пения и пальмовых ветвей (1Макк.13.51).

Возгласы «осанна» не были исключительной принадлежностью праздника Кущей, хотя в послебиблейской литературе связывались именно с ним. Еврейское выражение «осанна» (буквально – спаси же) – эта мольба к Богу о помощи, которая часто встречается вне богослужебного контекста (Пс.11,1; 19,10; 27,9; 59,3; 107,6). Возглас «осанна» могли также понимать как моление о царе. В межзаветную эпоху он стал употребляться подобно словам «ура» или «салют» в русском языке. В евангельских повествованиях о входе Господа в Иерусалим возгласы «осанна» можно связывать с «мессианским» 117-м псалмом, стихи 25-26 которого, звучащие во время торжественного въезда Христа в Иерусалим должны пониматься как приветствие Мессии-Царю.

Все евангелисты подчеркивают в событии Входа в Иерусалим царственное достоинство Иисуса, Сына Давидова. Непосредственно перед вхождением в Вечный город Христа в Иерихоне исповедует Сыном Давидовым слепой (Лк.18,35-43), которого евангелист Марк называет по имени: Вартимей (Мк.10,46-52), по версии евангелиста Матфея – двое слепых (Мф.20,29-43).

Очищение Иерусалима от власти язычников – распространенный мотив в литературе межзаветного периода. В Лк.19,11 упоминается ожидание учениками скорого наступления Царства Божия. Никифор Каллист (XIV в.) обращает внимание на то, что обстоятельства Входа Господня в Иерусалим напоминали широко известный в древнем мире обычай триумфального вступления в город полководца после победы. Оно обычно сопровождалось приветствиями народа и завершалось входом в храм для совершения жертвоприношений. Если бы евангелисты вкладывали именно такой смысл в событие Входа Господня в Иерусалим, это означало бы, что Христос уже одержал победу над врагом. Однако, такая точка зрения противоречит основной линии повествования евангелистов, для которых Вход Христа в Иерусалим был одним из этапов на пути ко Кресту, пришествием на Страсти. В частности, у евангелиста Марка Входу в Иерусалим предшествует указание об испуге учеников и предсказание Спасителя о Страстях и Воскресении (Мк.10,32-34). По евангелисту Иоанну, накануне вхождения в Иерусалим в Вифании совершилось помазание Христа перед Его погребением (Ин.12,1-8).

В святоотеческой толковательной традиции Вход Господень в Иерусалим понимается как важное событие евангельской истории. Святые отцы неизменно понимают вхождение в Иерусалим как торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные страсти и Крестную смерть. Связь со Страстями усматривается в событии Входа в Иерусалим многообразно. Так, святитель Амвросий Медиоланский видит эту связь, в частности, в том, что Христос вступил в Иерусалим в день избрания агнца, которого, согласно иудейской традиции, надлежало заколоть на Пасху.

Святой Иоанн Златоуст отмечает связь Входа Господа в Иерусалим с чудом воскрешения Лазаря и с Воскресением Христовым и обращает внимание на царское достоинство Иисуса, явленное в событии вхождения в Иерусалим. Златоуст подчеркивает торжественность Входа Господня в Иерусалим, которая резко отличала это событие от других случаев прибытия Христа в этот город во время Его земной жизни. Святитель Григорий Палама подчеркивает сверхъестественный характер события вхождения Спасителя в Иерусалим, поскольку было явлено чудо – Сам Святой Дух устами детей засвидетельствовал Христа. Святитель Кирилл Александрийский указывает на величайшее смирение Сына Божия, с которым он вступил в Иерусалим, отмечая совершение содержащихся в Ветхом Завете пророчеств. Однако при этом подчеркивается Его Божественное достоинство и равночестность с Отцом.

Праздник Входа Господня в Иерусалим является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы, с которой имеет несколько общих песнопений. Тем самым литургическая традиция следует святоотеческой экзегезе, подчеркивающей непосредственную связь между чудом воскрешения Лазаря, Входом Господа в Иерусалим и Страстями Христовыми.

 

 

Клирик кафедрального собора Георгия Победоносца, иерей Димитрий Кондратьев.