Дорогие друзья, в рамках проекта «Вопросы священнику», вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы в сфере духовной жизни. Конечно интернет переписка не заменит живого, полезного общения. Но в том случае, если по каким-то причинам не получается прийти в храм и поговорить со священнослужителем, вы можете задать свой вопрос через наши аккаунты в социальных сетях или по адресу ask.blagos@mail.ru На ваши вопросы ответят священнослужители Владикавказской и Аланской Епархии.
На вопросы отвечает клирик кафедрального собора Георгия Победоносца, иерей Георгий Дзеранов.
Как подготовиться ко Причастию? Если держишь все посты, среду и пятницу, то надо ли поститься, готовясь ко Причастию?
Добрый день. Как бы парадоксально это не звучало, но вопрос правильного приготовления к Божественной Евхаристии является актуальным даже среди постоялых прихожан, и, хотя на сегодняшний день существуют различные брошюры и методички с установленными традиционными методами подготовки, однозначного прописанного ответа не сыскать. Такая неоднозначность связана с возможностями самого готовящегося: для физический здорового человека, степень подготовки будет одной, для человека с определенными физическими недугами другой, для будущей матери в положении - третьей и так далее.
Однако, чтобы хоть как-то урегулировать этот вопрос, на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года, был принят документ: «Об участии верных в Евхаристии» (с документом можно ознакомиться на сайте Патриархии по ссылке: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html). Давайте пройдемся по основным тезисам, касающимся нашего с вами вопроса:
Требования к подготовке. В документе сказано, что степень подготовки к святому причащению определяется сугубо духовником (священнослужителем), который в свою очередь руководствуется церковными постановлениями и нормами, и осведомлен об обстоятельствах жизни человека, о его духовном состоянии. Иными словами, степень вашей подготовки к евхаристии назначает духовник, у которого вы исповедуетесь и который вас хорошо знает. Если нет духовника, то вам следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где вы желает причаститься.
Практика приуготовительного поста. Пост выражается в воздержании от скоромной пищи (продукты животного происхождения: мясо, молоко, сыр, яйца и т.д) и удалении от развлечений, в сопровождении усердной молитвы и покаяния. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила: «Последование ко Святому Причащению», состоящего из соответствующих канонов и молитв.
Здесь хотел бы сделать небольшую ремарку. Порой из-за неосведомленности мы выставляем приоритеты подготовки к причащению неправильно, ставя молитвы Последования ко Святому Причащению и каноны выше литургии и совместной молитвы, тем самым подменяя понятия церкви и церковной жизни. Важнейшей и первостепенной частью подготовки к евхаристии является присутствие на самой литургии (с самого начала, без опоздания), где происходит совместная молитва. Божественная литургия сама есть и подготовка и исполнение ожидаемого, тогда как келейные молитвы в виде канонов являются собственным духовным подвигом, и находятся по отношению к литургии на ступень ниже. Бывает и такое, когда прихожане читают Последование во время самой литургии, тем самым создавая себе последующие духовные проблемы.
Дни подготовки. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными и определяются духовником. Сегодня существует практика трехдневного приготовления к таинству, которая исходит из Предании Церкви, однако документ гласит, что обязательность трехдневных постов могут быть применимы к тем христианам, которые причащаются лишь несколько раз в году, а для участвующих в Евхаристии регулярно (каждое воскресенье) признается практика допущения к причастии без дополнительных постов, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Достаточной и удобной на сегодняшний день, является практика упражнения поста лишь в среду и пятницу. Напомню, что пост в субботу (кроме Великой Субботы) запрещен и согласно 64 правилу Святых Апостол, осуждается Церковью: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только Великой субботы, да будет извержен, аще же мирянин да будет отлучен».
Евхаристический пост. Полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения (на практике утром следует приходить натощак). Евхаристический пост является незыблемым, и обязателен для всех христиан (за исключением младенцев и людей с острыми хроническими заболеваниями). Данный пост регулируется постановлениями Карфагенского собора (41 правило).
Практика исповеди накануне Евхаристии. В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин. Однако, документ позволяет духовнику благословлять мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди.
Можно ли читать акафисты постоянно, длительное время?
Как молитвенный подвиг – да, за исключением постных дней (традиции могут различаться, где-то не читают акафисты во все постные дни, где-то, только во время Великого Поста.
А вот насколько это может быть полезно и нужно, должно регулироваться духовником.
Давать ли просящему денег на очередную бутылку спиртного?
Хотя милостыня и благотворительность составляет основу христианской добродетели и исходит из заповеди «просящему дай», при случае если известно, что наша милостыня может послужить кому-то грехом, нужно воздержаться от этого. В одном из памятников христианской письменности и права «Дидахе» (учение двенадцати апостолов) сказано: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».
Протоиерей Максим Козлов как-то сказал, что заповедь о милостыни говорит нам о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов, которые, к слову, несколько лет собирают на проезд в Архангельск (условный город) или на лечение болезни. Милостыню можно давать правильно, например, по пути домой или в городе часто можно встретить людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни, и купив у нее зелень мы тем самым внесем свою небольшую лепту милостыни.
Такая позиция отца Максима полностью совпадает с наставлением Святителя Василий Великого, который настаивает на рассудительности, говоря: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию…»
В мою семинарскую бытность, многие семинаристы поступали следующим образом – узнавали на что нужна милостыня, и, если, к слову, была необходимость в еде или в оплате проезда, шли в магазин или на автовокзал вместе с просящим и покупали необходимое по соответствующей нужде.
Скажите, пожалуйста, обязан ли священник консультировать людей или это его свободный выбор?
Я бы хотел в своем ответе избегнуть термина «консультировать», так как данное слово не совсем уместно по отношению к священству. К сожалению, в век потребительства, нередко и священник бывает не освобожден от подобных притязании, будто зашли в церковь как в магазин и нас там должен ждать продавец-консультант в лице священника.
Однако в 3 главе своего первого послания апостол Петр пишет следующие слова: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». И в этом смысле, если священник «готов» в силу своей осведомленности в данном вопросе и имеет «благоговение» в вашем уповании, то с вероятностью на 90% ответит на ваш вопрос (на 90% по той причине, что иногда из-за нехватки времени, в силу разных послушаний, у священника попросту не бывает времени на «блиц-вопросы»).