Вопросы священнику. Отвечает протоиерей Артемий Пономаренко

Дорогие друзья, в рамках проекта «Вопросы священнику», вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы в сфере духовной жизни. Конечно интернет переписка не заменит живого, полезного общения. Но в том случае, если по каким-то причинам не получается прийти в храм и поговорить со священнослужителем, вы можете задать свой вопрос через наши аккаунты в социальных сетях или по адресу ask.blagos@mail.ru На ваши вопросы ответят священнослужители Владикавказской и Аланской Епархии.

Отвечает благочинный церквей Моздокского округа, протоиерей Артемий Пономаренко:

 

- Объясните, пожалуйста, что означает фраза: жизнь во Христе в духе и истине?

 

- В календаре Православной Церкви пятое по Пасхе воскресенье называется неделей о самарянке. В Евангельском чтении этого дня мы находим слова Спасителя о поклонении Богу в духе и истине, потому что «Бог есть дух» (Ин. 4; 24).

Эти слова Спасителя указывают на духовную, нематериальную природу Бог, его существование вне человеческих измерений времени и пространства. Господь говорит Самарянке о том, что наступил момент в истории человечества, когда то, что было открыто древним и привело к культу жертвоприношений, теперь надо превзойти. Нужно шагнуть на более высокую ступень понимания и поклонения Бога – поклонения в духе и истине, а не посредством видимых форм и кровавых жертв.

Теперь важным становилось именно то, что раньше считалось вторичным или совершенно игнорировалось. Душевное и духовное состояние человек, правда и истина, остававшиеся в тени обрядов, молитв и жертвоприношений, становятся важнейшими атрибутами богопочитания. Эти слова и учение Спасителя были подлинной духовной революцией в сознании древних иудеев. Поэтому неудивительно, что привыкшие к старому никак не могли принять нового. Они не могли понять этого радикального изменения векового миропонимания и традиций.

Впрочем, именно попытка изменить их и стоила Христу жизни. Нет ничего труднее, чем борьба с традициями, вошедшими в сознание народа, даже если они уже становятся абсурдными и теряют свой изначальный смысл.

Спаситель говорил самарянке, что Бог обитает повсюду, а не только в Иерусалиме или на горе Гаризим, и, будучи повсюду, видит и знает всё. Он сказал, что Бог, будучи Духом, бессмертен. Затем указал ей, какими должны быть отношения между людьми и Богом. Господь сказал, что они должны устанавливаться посредством молитвы, а молитва должна совершаться в духе и истине.

Из этих слов Спасителя может возникать некоторое недоразумение. Бытует мнение, что надо поклоняться Богу лишь в духе, то есть без всякой формы, без праздников, постов, обрядов, священников, без богослужебных облачений, не посещая церковь. Безусловно, заблуждаются те, кто выхватывают отдельные тексты Священного Писания из контекста и упускают из виду аспекты, которые объясняются текстами Священного Писания и учением Спасителя.

Например, Спаситель и апостолы ходили в храм (см.: Мк. 11: 15, 17; Ин. 7: 14, 28; Мф. 21: 13; Лк. 19: 45; Мк. 13: 1; Деян. 5: 42; Ин. 2: 16).  Спаситель признавал авторитет начальников синагоги, учил в храме и синагогах и советовал тем, кого исцелял, показаться священникам (см.: Мк. 5: 35; Лк. 17: 14; Лк. 4: 15; Мф. 8: 4; Лк. 5: 14; Мк. 1: 44).

Он рекомендовал пост и Сам постился (см.: Мк. 9: 29; Лк. 5: 35; Мф. 17: 21), участвовал в праздниках (см.: Ин. 7: 10; Лк. 22: 8); когда исцелял больных, то совершал ритуальные действия, например возложение рук (см.: Лк. 4: 40).

Господь молился в храме, синагогах и в иных местах (см.: Мк. 1: 35; Лк. 4: 42; 5: 16; Мф. 14: 23); использовал вино и хлеб в качестве вещества для обряда (см.: Лк. 22: 19–20), а Апокалипсис говорит о фимиаме и молитвах святых (см.: Откр. 5: 8).

Таким образом, истинное понимание выражения «поклоняться Богу в духе и истине» состоит в том, что все внешние формы приобретают ценность только когда заполняются внутренним духовным смыслом и содержанием. Прежде всего, это наше доброе сердце, любовь и великодушие к окружающим, жертвенностью ради блага другого, внутренней переменой, желанием измениться к лучшему, отказом от осуждения ближнего, от пустословия, смирением, пребыванием в Церкви Христовой.

Поклонение Богу в духе и истине подобно молитве мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» – который, когда обращается к Богу, не осуждает ближнего, не сравнивает себя ни с кем, не оправдывается. Это молитва того, кто, прежде чем отправиться в церковь, как говорит Спаситель, сначала идёт и мирится с тем, перед кем виноват или с кем находится в размолвке. Молитва в духе и истине – это молитва говорящего Богу правду, а когда он произносит: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»  в этот же миг прощает всех своих обидчиков и не помнит зла. Жизнь во Христе Иисусе Госпое нашем и есть поклонение Богу в духе и истине.