Воскресение Лазаря как прообраз воскресения Христа

Мы приближаемся к дням, отделяющим Святую Четыредесятницу от Страстной Седмицы - Лазаревой Субботе и Вербному Воскресению. Чудо воскрешения Лазаря имеет центральное значение для понимания всей евангельской истории. Очередной материал иерея Димитрия Кондратьева продолжает цикл публикаций, посвященных истории, традициям и особенностям богослужений Великого поста.

 

Суббота 6-й седмицы Великого поста и следующая за ней Неделя 6-я – два особых праздничных дня, в которые воспоминаются два евангельских события, хронологически относящиеся к последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа. Воскрешение праведного Лазаря и Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Ин.11,54, эти события не случились последовательно друг за другом, между ними был временный интервал, во время которого Господь пребывал в местечке Ефраим. Однако Церковь в своих литургических воспоминаниях сближает эти два эпизода и устанавливает празднование воскрешения Лазаря накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, подчеркивая тем самым внутреннюю связь между этими событиями.

Лазарева суббота и Неделя Ваий составляют особый период внутри цикла Постной Триоди (хотя и довольно краткий), это – два дня отделяющие Святую Четыредесятницу от Страстной седмицы. Учитывая богословскую значимость воспоминаний этих двух дней, нужно считать их самодостаточным и уникальным временем богослужебного года, кратким торжественным периодом, в который печаль поста ненадолго уступает место праздничной радости.

Кроме календарного соседства и совместного положения между Четыредесятницей и Страстной седмицей, объединению этих двух дней в один период благоприятствуют еще три обстоятельства: общность некоторых праздничных песнопений, смягчение поста и праздничные цвета богослужебных одежд.

В Вербное воскресение разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. В этом смысле Лазарева суббота является уникальным днем в году, поскольку только к нему относится предписание о вкушении рыбной икры. Профессор М.Н. Скабалланович говорит о том, что это указание Устава может показаться мелочным, «но надо знать весь исключительный дух службы этой субботы, не имеющей себе в этом отношении в целом церковном году ничего подобного, уступающей по умилительности и оригинальности богослужения только Великой Субботе и Пасхе; надо знать это и почувствовать, чтобы понять всю необходимость отметить этот день каким-нибудь особенным образом и в отношении трапезы».

Лазарева суббота, или Воскрешение праведного Лазаря, ‒ по своей сути недвунадесятый Господский праздник. Это первый день после фактического завершения Четыредесятницы и день праздничный во всех отношениях (хотя по торжественности его служба уступает праздникам двунадесятым). Уместно вспомнить, что до середины ХVII в. этой службой начиналась Цветная Триодь.

Воскрешение праведного Лазаря описано только в Евангелии от Иоанна (11,1-45). В местечке Вифания близ Иерусалима жила праведная семья: сестры Марфа, Мария и брат их Лазарь. Господь ранее гостил в их доме, и с этой семьей у Него установились дружеские взаимоотношения. Когда Лазарь тяжело заболел, сестры послали Христу весть с просьбой прийти и исцелить их брата. Однако Господь, заранее зная, что Он совершит, замедлил отреагировать и только через два дня отправился в Вифанию. В это время Лазарь уже умер и его погребли в пещере.

Когда Господь пришел в Вифанию, Лазарь уже четыре дня как лежал во гробе. Этот акцент во времени, прошедшем с момента смерти Лазаря, не случаен. Епископ Кассиан (Безобразов) пишет: «По иудейским представлениям талмудической эпохи, дух умершего в течение первых трех дней по смерти витал около тела с мыслью о возвращении. По истечении трех дней признаки начинающегося разложения вызывали удаление духа. Смерть входила в свои права. Лазарь Четверодневный был во власти смерти». Марфа, а затем и Мария поспешно вышли встретить Христа, каждая из них произнесла одну и ту же фразу: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин.11,21-32). Увидев их скорбь, Господь Сам прослезился (на это действие Его человеческого естества обращают внимание составители песнопений службы) и попросил показать гроб, перед эти сказав Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (11,25). На просьбу Христа отнять камень от гроба Марфа заметила: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (11,39). В этот момент «уже никто не ожидал чуда, ни ученики, уже исповедавшие Христа обетованным Мессией, на глазах которых ранее совершались многие и вполне необыкновенные явления, ни сестры Лазаря, горе которых погасило в них всякую надежду, и уж, конечно, не иудеи, собравшиеся у гроба» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)).

После удаления камня наступает кульминация повествования: Господь сначала обращается к Богу Отцу, а затем восклицает: «Лазарь! иди вон!» (Ин.11,43). Сразу вслед за этим Лазарь, обвитый погребальными пеленами, вышел из гроба, а множество иудеев, видевших это чудо, уверовали во Христа.

Таким образом, под венец Своей земной жизни Господь совершает самое невероятное знамение – воскрешает четверодневного мертвеца. Были ранее случаи воскрешения умерших людей (один связан с пророком Илией, еще два – с пророком Елисеем), и Сам Христос прежде воскресил сына Наинской вдовы и дочь Иаира). Однако воскрешение Лазаря превосходит все предыдущие, ибо здесь произошло не «просто» воскрешение умершего, но воскрешение того, кто умер четыре дня назад и чье тело имело явные признаки разложения. Этим знамением Господь показал Свою власть над жизнью и смертью и предвосхитил еще большее чудо – собственное воскресение из мертвых. Кроме того, в свете предстоящих страданий это чудо, в котором самым наглядным образом было засвидетельствовано Божество Христа, должно было послужить укреплению веры Его учеников в своего Господа и Учителя.

Наконец, воскрешение праведного Лазаря косвенным образом послужило приближению событий Страстной седмицы. Именно поэтому преподобный Роман Сладкопевец называет воскрешение Лазаря «Креста предначинанием». «Этим чудом Спаситель ставил всех, в том числе и Своих недругов, пред необходимостью признать в Нем Сына Божия – Мессию. И тогда весь мир встал выбором: смириться ли под крепкую руку Божию, приняв возвещенные Христом заповеди, или продолжить самостью и самовластием искапывать для себя конечную погибель… Тогда в решительный момент вожди израильские богоборчески ответили на явленное им богооткровение». (Епископ Кассиан).

Лазарева суббота – одна из двух важнейших суббот года. Протопресвитер Александр Шмеман говорит: «Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было возвещением и «уверением» общего воскресения; и Великая и Святая Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения». Воскресение Лазаря было прообразом воскресения Христа и воскресения всех умерших людей.

В воскрешении Лазаря наглядно действует каждая из двух природ Христа: Божественная и человеческая. Авторы богослужебных песнопений акцентируют внимание на конкретных Его деяниях, каждое из которых наглядно свидетельствует о человеческой природе Христа. Три проявления этой природы привлекают их внимание: слезы Спасителя, Его вопрос о местонахождении гроба и молитва Богу Отцу.

Чудо воскрешения Лазаря имеет центральное значение для понимания всей евангельской истории. Это чудо знаменует собой не только фактическое окончание и кульминацию длинной серии чудес, совершенных Иисусом Христом за время Его общественного служения, но и переход к истории Страстей.

Ф.М. Достоевский сделал евангельский рассказ о воскрешении Лазаря смысловым центром своего знаменитого романа «Преступление и наказание». Начинающийся сюжетом убийства Раскольниковым старухи-процентщицы и ее сестры, он завершается духовным перерождением преступника. Переломным моментом всей истории является чтение Соней Мармеладовой вслух рассказа о воскрешении Лазаря. Именно эта сцена, в которой текст рассказа приведен полностью, рассекает пополам всю драму, описанную в романе, подобно тому, как она рассекает на две равные части Евангелие от Иоанна. В завершение романа Евангелие – то самое, из которого Соня читала Раскольникову о воскрешении Лазаря, ‒ оказывается рядом с ним на каторжных нарах, и с этого момента «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Праздник Лазаревой субботы – один из древнейших в годичном круге богослужения, установленный еще в IV веке. Это единственный день в году, когда воскресная утреня совершается в седмичный день.