- Протоиерей Алексий Виссарионович (Аксо Бесаевич) Колиев родился в 1822 году во Владикавказском ауле (Ирыхъкæу) (ныне г. Владикавказ). Его отец Беса Колиев, выходец из с. Нар, был сначала сторожем, а потом старостой во владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской).
- Аксо Колиев стал первым осетинским священником в новое время – рукоположен 20 июля 1845 года и направлен на служение во владикавказскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинскую).
- 10 июня 1845 года назначен инспектором и учителем высшего отделения Владикавказского духовного училища по предметам осетинской грамматики, Пространного Катехизиса и Священной Истории. 31 декабре 1849 года утвержден в должности смотрителя Владикавказского духовного училища.
- Отец Алексий всемерно добивался того, чтобы обеспечить детей из осетинских семей бесплатным образованием. В мае 1853 года о. А. Колиев направил рапорт архиепископу Исидору с настойчивой просьбой принять на полный казенный счет шесть осетинских учеников духовного училища, отличающихся хорошими успехами в учебе и поведении. В числе этих учеников был и будущий протоиерей Косьма Токаев. К 1860 году в северной части Осетии действовало уже 7 церковно-приходских школ.
- М. Домба в своей исторической повести «Н.И. Пирогов во Владикавказе» описывает диалог между великим русским хирургом Н. Пироговым и комендантом Владикавказской крепости генерал-майором П.П. Нестеровым о протоиерее Алексее Колиеве:
- «А что, благочинный со всеми алдарами так себя независимо держит?»
- «Да, он знает себе цену, хоть и молод еще и у духовного начальства пока на хорошем счету. Осетин, и к интересам туземного населения столь рачителен, что и любому другому священнику в пример поставить можно».
- «А как народ к нему?».
- «Обожают, и не только православные, но и мусульмане из простых души в нем не чают, наш, мол, Аксо нам ближе отца родного. Не греша против истины, сказать можно, побольше бы таких пастырей, как Колиев, и дело просвещения начального не только среди осетин, но и в нашей деревне русской куда как улучшилось бы».
- Много усилий о. А. Колиев потратил на строительство каменного здания владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской), в которой был настоятелем. Деревянная церковь, построенная в 1814 году при содействии Осетинской духовной комиссии, к тому времени пришла в ветхость. В конце 1861 года постройка церкви была завершена.
- В конце 50-х годов XIX в. о. А. Колиев вступил в борьбу против переселения осетин, живших на территории Владикавказской крепости в поселении Дзауджикау – Владикавказском ауле – в район реки Камбилеевки. Этот вопрос обострился при подготовке проекта преобразования Владикавказа из крепости в город. В 1852 году во Владикавказском ауле (ныне Осетинская слободка) осетин насчитывалось 883 человека. Командующий войсками левого крыла Кавказской линии генерал-адъютант Н.И. Евдокимов обратился к начальнику Военно-Осетинского округа полковнику Муссе Кундухову уговорить осетин добровольно выселиться из Владикавказа. Но жители Владикавказского аула, возглавляемые протоиереем Алексием Колиевым, отказались от переселения и добились того, чтобы их оставили жить в их домах.
- Еще раз Аксо Колиев выступил против начальника Военно-Осетинского и Чеченского округов генерал-майора Мусы Кундухова, когда тот стал одним из идеологов переселения осетин-мусульман в Османскую империю. Пытаясь предотвратить трагедию народа, отец Алексий направлял рапорты архиепископу Евсевию, в которых писал, что нельзя допустить подобную акцию. Аксо Колиев активно выступал против агитационных действий М. Кундухова. Возможно, благодаря этому, число переселившихся осетинских семейств было меньшим, чем предполагал М. Кундухов.
- А. Колиев является основателем женского образования в Осетии. 10 мая 1862 года он открыл в собственном доме школу для девочек - осетинок, в которой изначально училось 10 человек. Расходы по содержанию осетинской женской школы о. Алексий взял на себя. Через несколько лет школа была преобразована во Владикавказское трехклассное училище с пансионом, и названа Ольгинской, в честь супруги наместника Кавказа Великой княгини Ольги Федоровны.
- Протоиерей Алексий Колиев был одним из активных членов Комитета по переводу на осетинский язык священно-церковных и учебных книг. Он перевел на осетинский язык последования Св. Крещения, погребения мирских человек, венчания, чин причащения больных, Литургию Иоанна Златоуста. 6 декабря 1860 года Г. Мжедлов и В. Цораев сообщали в рапорте архиепископу Евсевию, что «перевод этот совершенно – слово в слово сходен с славянским и грузинским подлинником, но, несмотря на такое близкое сходство, переводчик умел соблюсти во всем труде своем конструкцию речи, свойственную осетинскому языку, – от этого перевод его для чтения легок и удобопонятен, речь везде оживлена, и мы уверены, что перевод, по отпечатании, войдет во всеобщее употребление в осетинских приходах и окажет животворно-спасительное действие на осетин-христиан»
- Аксо Колиев переводил также произведения религиозного содержания в стихотворной форме. По мнению видного осетинского ученого Б.А. Алборова Аксо Колиев был «первым осетинским поэтом», с него, собственно, и началась осетинская литература. Им были написаны на осетинском языке: «Мады Майрæмы кады зарæг» («Хвалебная песнь Пресвятой Богородице», «Чырыстийы рухс райгасдзинад» («Светлое Христово Воскресение») и «Мах фыд» («Отче наш».
- Протоиерей А. Колиев скоропостижно скончался 11 августа 1866 года от воспаления легких. Он был погребен в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской). На белой мраморной плите золотыми буквами была сделана надпись:
«Нæ фыд Аксо!
Рухсаг у, рухсаг у, рухсаг у,
Дзæнæты бад.
Æгас Ир дæ бузнаг стæм! Здесь покоится прах первого из осетин иерея и протоиерея Алексия Колиева».