День памяти святого пророка Божия Илии

 

2 августа совершается память святого пророка Божия Илии.

История жизни святого Илии (1-я половина IХ в. до Р.Х.) описана в 3-й и 4-й Книгах Царств. Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения святого Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Пророк родился в городе Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских» – 3Цар.17,1), носил волосяную одежду с кожаным поясом (4Цар.1,8). Его пророческое служение происходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874-853) и Охозии (853-852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в нем широко распространился культ Ваала.

Илия был послан на пророческое служение после того, как израильский царь Ахав заключил брак с дочерью царя Сидона Иезавелью. Брак имел политические цели – усиление Израиля в его противостоянии с Сирией (3Цар.16,29-31). В это время Ахав «стал служить Ваалу» и построил ему храм в столице Израильского царства Самарии (3Цар.32-33), чтобы сделать город религиозным центром, который мог бы конкурировать с Иерусалимом. Теофорные имена сыновей Ахава (Охозия, Иорам) и присутствие при его дворе пророков Яхве (3Цар.22,6) указывали на то, что Ахав еще не окончательно отказался от истинной веры. Но согласно строгому монотеизму, который исповедовал Илия, действия Ахава являлись отступничеством от веры в единого истинного Бога, карой за это стала 3-летняя засуха (3Цар.17,1).

В период гонений царицы Иезавели только 100 пророков Божиих благодаря заступничеству царедворца Авдия (3Цар.18,4) осталось в живых. Илия скрывался у потока Хораф к востоку от Иордана, и вόроны приносили ему пищу. Когда вода в потоке высохла, пророк по повелению Бога переселился в финикийскую Сарепту (ныне Эс-Сарафанд). Близ города он встретил вдову и попросил дать ему воды и лепешку. Та ответила, что в доме осталось совсем мало муки и масла. Илия пообещал ей, что мука и масло не иссякнут в ее доме. Слова пророка чудесным образом исполнились. Когда от болезни умер сын вдовы, Илия обратился к Богу с просьбой воскресить отрока. Увидев сына живым, вдова поверила в то, что перед ней подлинно пророк Божий (3Цар.17,24).

После 3 лет засухи Бог призвал пророка Илию встретиться с Ахавом (3Цар.18,1). Илия обвинил царя в том, что его покровительство культу Ваала и забвение единого Бога стали причинами бедствия. Пророк предложил устроить в присутствии народа на горе Кармил состязание между ним и жрецами Ваала, которое показало бы, какой Бог является истинным. Для этого необходимо был построить 2 жертвенника, положить на них дрова и тельцов, но не подносить к ним огня, а ждать, когда огонь сойдет с небес (3Цар.18,21-24), положил на него дрова и рассеченного тельца и выкопал вокруг него ров. Восстановление Илией жертвенника на горе Кармил имело политическое значение: после уничтожения последнего жертвенника гора не рассматривалась как территория Израиля, почитавшего Бога Яхве. Поэтому восстановление жертвенника стало знаком возвращения утраченного (политического и религиозного) контроля над этой местностью.

Илия попросил вылить на жертвенник много воды, чтобы заполнить ров. Он обратился с молитвой к Богу, и с небес сошел огонь, уничтоживший не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника, и ров с водой (3Цар.18, 36-38). При виде этого народ исповедал Яхве истинным Богом. Пророк приказал схватить всех находившихся там жрецов Ваала и убил их у потока Киссон (3Цар.18,39-40). После того как пошел дождь, который предрек Илия, пророк бежал впереди повозки царя всю дорогу до Изрееля (3Цар.18,41-46).

Спасаясь от гнева царицы Иезавели, за убийство служителей Ваала (3Цар.19,1-2), пророк ушел в пустыню, где просил у Бога смерти, но ангел принес ему пищу для поддержания сил, необходимых для 40-дневного похода к горе Хорив (Синай) (3Цар.19,3-8). В пещере на горе, где Моисею были даны скрижали закона, Бог обратился к Илии и явился ему после сильного ветра, землетрясения и огня в «веянии тихого ветра». Пророк предстоял Богу, его лицо было закрыто милотью (верхней одеждой) (3Цар.19,11-13). Бог призвал его вернуться обратно и сделать то, что он скажет: «…помажь Азаила в царя над Сириею», Ииуя – «в царя над Израилем» (основатель новой династии, которая пришла на смену Омридам), а Елисея – «в пророка вместо себя» (3Цар.19,15-16). Илия исполнил все повеления Бога и, придя в Израиль, призвал Елисея себе в ученики, бросив на него свою милоть (3Цар.19,19-21).

Илия предрек Ахаву гибель его самого и всей династии за совершенное царем беззаконие по отношению к Навуфею, который не согласился продать принадлежавший ему виноградник на границе с землей царя Ахава (3Цар.21, 1-3). По наущению Иезавели после ложного обвинения в богохульстве Навуфей был побит камнями, и Ахав вступил во владение землей убитого (3Цар.21,4-16). Илия встретил царя в винограднике и предсказал гибель его и всей его семьи. Но поскольку Ахав раскаялся в содеянном, Бог предвозвестил, что наказание за беззаконие совершится после смерти царя, во время правления его сына (3Цар.21,17-29).

Когда сын Ахава Охозия во время болезни обратился к идолу Вельзевулу за предсказаниями, Илия послал сказать ему, что он будет наказан за это смертью (4Цар.1,2-6). Охозия дважды посылал к Илии по 50 воинов, чтобы арестовать пророка, но воины погибали от сошедшего с небес огня. С 3-й полусотней воинов пророк пришел к царю и предсказал ему близкую кончину, что вскоре исполнилось (4Цар.1,9-17).

Завершением земного пути пророка Илии стало его вознесение на небо в колеснице (4Цар.2,1-11). Вместе с Елисеем он отправился к Иордану, который они перешли после того как Илия ударил по воде своей милотию и заставил реку расступиться. Елисею было заранее известно, что Илия будет взят на небо (4Цар.2,3). Он просил Илию о том, чтобы на него перешел и в нем удвоился пророческий дар («дух») его учителя. Илия обещал ему это при условии, что он станет свидетелем его вознесения. Елисей увидел, как огненная колесница унесла его учителя, подобрал упавшую с него милоть и наследовал его пророческий дар (4Цар.2,12-15).

Пророчество Илии о семье Ахава сбылось как в отношении самого царя (3Цар.22,38), так и в отношении его жены Иезавели (4Цар.9,36-37) и всех его детей и родственников (4Цар.10,10-17). Иудейский царь Иорам (зять Ахава) получил впоследствии от Илии письмо, в котором пророк предрек гибель его и всей его семьи в наказание за нечестивый образ жизни (2Пар.21,12-19).

Библейская критика рассматривает рассказ об Илии в 3-й и 4-й книгах Царств как соединение различных повествований о пророке в рамках второзаконнической истории, т.е. комплекса текстов, находящихся в зависимости от богословия и концепции истории, изложенной в книге Второзаконие. Основой повествования о пророке Илии является рассказ о засухе и о победе Илии как пророка Божия над жрецами Ваала. С этим рассказом связаны истории об откровении Бога на горе Хорив, о винограднике Навуфея и о том, как Бог забирает Илию на небеса. Первоначальный свод рассказов об Илии возникает в VIII в до Р.Х., после чего редактируется в контексте второзаконнической историософии.

Согласно ей, в Израиле после смерти Моисея сохранялось преемственная линия пророков, которая восходит к законодателю, и в соответствии с ней Илия передает свой пророческий дар Елисею. Истории этих пророков тесно переплетены в 3-й и 4-й книгах Царств. Образ Илии во многом сходен с образом Моисея: пророк такой же бескомпромиссный борец за веру в единого Бога против распространившегося культа Ваала, как и Моисей; Бог обращался к Илии на горе Хорив (совпадет время, которое находился на пути к Хориву Илия и 40-дневное пребывание Моисея на Хориве (Синае) (Исх.24,18; Втор.4,10-15), чтобы получить откровение от Бога «в веянии тихого ветра», как некогда Бог являлся Моисею на той же горе (Исх.33,18-23). Образы Моисея и Илии, великого законодателя и великого пророка, получают новое осмысление в последующей христианской и иудейской литературе.

В послепленный период с пророком Илией начинают связывать эсхатологические ожидания. В Книге пророка Малахии (4,5-6) говорится о том, что перед наступлением Дня Господня, т.е. конца мира, Бог пошлет Илию, чтобы тот «обратил сердца отцов к детям и сердца детей к отцам». В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, приводится гимн пророку Илии, в котором сказано, что тот восстал «как огонь» и «слово его горело, как светильник», – образы, основанные на тексте из Мал.4,1, где День Господень представляется как «горящая печь». Автор книги повторяет пророчество Малахии и возвращении Илии в конце дней (Сир.48,10) и утверждает, что будут благословенны те, кто увидят пророка (48,11). Исполнение предназначения Илии – собрать воедино разрозненные колена Иакова (Сир.48,10) – связывается с образом Раба Господа, наделенного чертами Мессии конца дней (Ис.49,6). В послепленном иудаизме рассказ о том, что земной путь пророка Илии завершился вознесением на небеса (в 4Цар.2,15-18 подчеркивается отсутствие гроба пророка), продолжается описанием ожидания его возвращения в конце дней: он должен приготовить живущих к Божию суду и мессианской эре.

О значении образа пророка Илии в новозаветную эпоху свидетельствуют 30 аллюзий на события его жизни в Новом Завете, которые осмысляются в свете евангельского повествования об Иисусе Христе как о пришедшем Мессии. В Иак.5,17-18 обращения Илии к Богу о начале и прекращении засухи (3Цар.17,1) приводятся как пример силы молитвы. На рассказ о засухе в связи с образом пророка Илии есть ссылка в Откр.11,6. Апостол Павел в Рим.11,2-4 приводит разговор Бога с Илией (3Цар.19,18), в котором Бог говорит о 7 тысячах мужей в Израиле, не впавших в идолопоклонство. Апостол Павел называет их «остатком» иудеев, уверовавших в Иисуса Христа.

Особенно много прямых и скрытых аллюзий на историю Илии в Евангелии от Луки. Иисус во время проповеди в Назаретской синагоге приводит рассказ о воскресении пророком сына вдовы в Сарепте (Лк.4,25-26). Сокрушаясь о том, что жители Его родного города на принимают Его, Христос указывает на Илию как на пример того, как Бог проявляет Свою милость не только к избранному народу, но и к окружающим его язычникам. Иисус совершает чудо воскрешения сына вдовы, после чего народ воспринимает Его как «великого пророка», который «восстал» в Израиле (Лк.7,11-17). Чудесное деяние Христа предстает своего рода повторением чудес, совершенных пророками Илией (3Цар.17,17-24) и Елисеем (4Цар.4,32-37). Таким образом, Христос выступает наследником и продолжателем традиции 2 великих пророков. Ученики предлагают Иисусу свести огонь на одно из селений в Самарии, которое не принимает их, и указывают на то, что в такой же ситуации сделал Илия (4Цар.1,9-16), следовательно, они воспринимают Христа как нового Илию. Но Спаситель отказывается исполнить их просьбу, говоря, что это не соответствует «духу» Его земного служения (Лк.9,52-55). Христос избирает одного из учеников, после чего тот просит позволить ему проститься с домашними, однако Иисус запрещает ему, говоря, что для Царства Небесного непригоден тот, кто кладет руку свою на плуг и смотрит назад (Лк.9,61-62). Этот эпизод напоминает историю избрания Илией Елисея в 3Цар.19,19-21, однако требования Иисуса оказываются более жесткими.

С образом пророка Илии в Новом Завете, как правило, связываются эсхатологические и мессианские ожидания. Иисус и Его ученики в Мк.9,11-13 и Мф.17,10-12 свидетельствуют о распространении этих ожиданий (основанных на Мал.4,5) в среде законоучителей в новозаветное время. Иисус упоминает о явлении Илии перед приходом Мессии и добавляет, что это уже совершилось (Мк.9,13), указывая на Иоанна Предтечу, не есть ли он Илия, однако Иоанн каждый раз отвечает отрицательно (Ин.1,21-25). Сам Иоанн обращается к Иисусу с вопросом, Он ли Мессия (Мф.11,3). Однако для Иисуса и его учеников Иоанн Предтеча является пришедшим Илией, который своим появлением свидетельствует о начале мессианской эры. В Лк.1,17 ангел возвещает отцу Иоанна Захарии, что его сын будет обладать «духом и силой Илии» и «возвратит сердца отцов детям», прямо цитируя слова из Мал.4,6.

Неоднократно Самого Иисуса Христа рассматривали в качестве Илии. Так, на вопрос, что о нем думают люди, ученики Христа отвечают, что некоторый считают Его Илией (Мф.16,14; Мк.6,15; 8,28 и Лк.9,8). Сам Иисус вспоминает историю Илии применительно к Своему служении. Только после того, как его проповедь в Назарете не имела успеха. Он говорит, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве», вот и Илия не был послан ни к одной из вдов израильских, а был направлен в Сарепту (Лк.4,25-26). В Мк.15,34-36 и Мф.27,46-49 слова Христа на кресте (текст из Пс.21,2) истолковываются слушателями как призыв к пророку Илии, что дает им повод для насмешек.

Илия является вместе с Моисеем во время Преображения. В новозаветную эпоху Ветхий Завет определялся выражением «закон и пророки», символическим отражением которого выступают Моисей и Илия, наиболее ревностный борец за исполнение закона во время отпадения Израиля от единого Бога. Кроме того, в эллинистическом иудаизме существовали 2 традиции, связанные с мессианской эпохой. По одной, отраженной в Ветхом Завете, этой эпохе должно предшествовать появление Моисея и Илии (Мал.4,5-6 об Илии и Втор.18,15-19 о Моисее). Представители 2-й традиции, типичной для эллинско-иудейской литературы (3Езд.6,26), видели провозвестников Мессии в Илии и Енохе. Однако в евангельском рассказе Иисусу как пришедшему Мессии являются именно Илия и Моисей. Та же традиция, возможно, находит отражение в Откр.11,3-6, где говорится о 2 «свидетелях», которых Бог посылает в конце времен. Они остаются неназванными, однако косвенно указано, что речь идет именно об Илии и Моисее (некоторые отцы Церкви, впрочем, видели здесь указание не на Моисея, а на Еноха).

В творениях отцов Церкви ни один из ветхозаветных пророков не упоминается так часто, как Илия. Основой для раннехристианской литературы служат как ветхозаветный рассказ о жизни пророка и совершенных им чудесах, которые трактуются аллегорически и типологически, так и новозаветные тексты. В Новом Завете история его жизни толкуется как прообраз событий земной жизни Иисуса Христа. Впоследствии эти традиции развиваются в патристической экзегезе. Так, святой Ириней Лионский пишет о явлении Бога пророку на Синае в виде «веяния тихого ветра». Он считает, что таким образом Бог преподал урок Илии, горевшему негодованием на беззакония, совершаемые народом: пророк должен быть снисходительнее и милосерднее к людям. Пророку Илии посвящено много святоотеческих риторических произведений: Слово преподобного Ефрема Сирина, Песнь о чудесах Илии и Елисея святого Григория Богослова, Три похвальных слова святителя Иоанна Златоуста и другие.

 

Иерей Димитрий Кондратьев