Неделя о мытаре и фарисее

 

Священник Димитрий Кондратьев о первом воскресном дне подготовительного периода к Великому посту. 21 февраля – Неделя о мытаре и фарисее.

Как перед сражениями полководцы учат солдат ратной науке и вдохновляют их примерами героев, так и Церковь заблаговременно начинает готовить своих чад, духовных воинов Христовых, к предлежащим на поприще Великого поста подвигам покаяния священными напоминаниями евангельских притч. Она постепенно вводит нас в спасительные дни святой Четыредесятницы, призывая оставить, один за другим, все греховные навыки, мешающие достойному провождению поста.

Поэтому и необходимы нам эти наполненные глубоким смыслом приготовительные недели, составляющие неразрывное целое. Они начинаются вскоре после праздника Богоявления, следуя исторической последовательности событий земной жизни Спасителя, когда Он после крещения во Иордане удалился в пустыню для 40-дневного поста перед выходом на евангельскую проповедь.

Первый воскресный день подготовительного периода к Великому посту (как и другие предварительные Недели), именуется по содержанию евангельского чтения на литургии. А так как на ней читается притча о мытаре и фарисее (Лк.18,10-14), то и данный день назван Неделей о мытаре и фарисее.

Для понимания этой притчи нужно представить себе отношение в Палестине новозаветного периода к тем категориям людей, которые здесь представлены. В притче осуждается фарисей – праведник с точки зрения народа, человек, ревностно исполняющий Закон, и возвеличивается мытарь – человек, находившийся на службе у ненавистных римлян; к представителям данного рода деятельности иудеи относились с презрением, они априори воспринимались как великие грешники.

Фарисеи отличались ревностью в исполнении закона Моисеева, причем они в равной степени старались соблюдать не только законы, записанные в Торе, но и многочисленные устные правила, которые сформировались в иудействе в межзаветный период, то, что в Евангелии названо «преданиями старцев». Фарисей из притчи говорит о том, что он постится дважды в седмицу; эти посты не были обязательными, но некоторые люди, проявляя усердие, добровольно принимали их для того, чтобы Господь был милосерд ко всему Израилю в целом, то есть можно сказать, что это был подвиг ради своего народа. Тем более нужно учесть, что в ветхозаветные времена пост заключался в полном воздержании от пищи до вечера, то есть соблюдение поста два раза в седмицу было серьезным аскетическим подвигом. Кроме того, фарисей говорит о том, что платит десятину; это действие также заслуживает похвалы.

И с этим «достойным» человеком сравнивается мытарь – сборщик налогов в пользу Рима. Кроме самого факта, что эти люди служили ненавистным римлянам и собирали с народа деньги в пользу оккупантов, они, заплатив нужную сумму в казну из своих средств, могли собирать уже подати «для себя», пользуясь всеми административными ресурсами и нередко прибегая к злоупотреблениям властью.

И вот этот презренный человек оказывается «более оправданным», нежели пользующийся народной любовью фарисей! Такое чудесное благотворное действие оказывает смирение и столь пагубна бывает гордыня! Урок, который преподносит нам притча, ясен: именно стяжание смирения является началом всякого духовного подвига; напротив, горделивое любование собой может привести к тому, что все потраченные усилия окажутся напрасными. Готовя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели – смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели – гордость.

Богослужение Недели о мытаре и фарисее отличается строгой подчиненностью единственнной генеральной идее: восхваляется только одна добродетель (которая является важнейшей для христианина) – смирение и осуждается преимущественно одна страсть (которая, тем не менее, является самой тяжелой, корнем многих грехов) – гордыня.

На утрени в Неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до 5-й Недели Великого поста после Воскресение Христово видевше… поются тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».

В седмицу, следующую за Неделей о мытаре и фарисее, отменяется пост в среду и пятницу, чтобы мы не подражали гордыне фарисея, который хвалился своим пощением.