ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего ГЕРАСИМА,

архиепископа Владикавказского и Аланского,

духовенству, монашествующим и мирянам Владикавказской епархии

 

Досточтимые отцы, дорогие о Господе братья и сестры!

Поздравляю вас с праздником Пасхи Божией радостным приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Христианство возникла вместе с Воскресением Спасителя и возвестило миру, что Иисус, умерший на Кресте, был воздвигнут Богом к новой жизни. Его Воскресение – не миф, выражающий жажду бесконечной жизни, но совершение Божьего замысла спасения человека. Его страдания – это страдания обетованного Мессии, воплощенного Сына Божия. Он «смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,8), и предал Себя в руки Отца. Именно в этот момент была явлена сила, власть и слава Божия, ибо смерть Христа была не поражением, а победой.

Христос – победитель смерти, которую Он лишает власти. Смерть и Воскресение Христа являются двумя фазами решающего события спасения человека: Он «предан был за согрешения наши и воздвигнут для оправдания нашего» (Рим.4,25). Смерть Христа – событие значительно большее, чем нравственный акт послушания и любви. Это свободный дар, жертва Богу. Христос умер на Кресте, но не мог оставаться в состоянии смерти. Даже тогда Он продолжал дело нашего спасения. Смерть Его открыла для людей путь в Святое Святых, в присутствие Божие. Своей добровольной смертью Христос разрушил стену вражды между Богом и человеком.

В момент смерти Христа произошло землетрясение, которое подчеркивает решительный момент в истории спасения. Оно явило и подтвердило совершенное на Кресте: Христос – победитель. «Земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27,51-52). Невозможно представить более поразительного и дерзновенного символа той истины, что смерть Христа есть событие последних времен, включающее всеобщее воскресение. Бывшие во аде освобождены, начался будущий век. Отверстые гробницы еще раз показывают, что настал День Господень, открылось Царствие Божие. Воскрешение святых Ветхого Завета показывает цель пришествия Христа. Час Его смерти становится временем избавления. Христос нисходит во ад в Своей славе и освобождает заключенных, «мертвым было благовествуемо» (1Пет.4,6). Его смерть была реальной, и как любая другая смерть человека состояла в разделении души от тела. И все же даже в смерти Его тело и душа прибыли личностно взаимосвязанными в Божественном лице Сына Божия, ставшего человеком.

В первый день недели, утром после субботы, женщины обнаруживают пустую гробницу, и им является Христос. Некогда творческая сила Божия была явлена на третий день создания мира. Так и Воскресением Христа на третий день началось новое творение. Пустая гробница является знаком Воскресения. Она подтверждает, что тело воплощенного Сына Божия не могло подлежать тлению, но прошло через преображение и прославление. Ангел, сидящий на камне перед пустым гробом, стал символом и вестником победы жизни над смертью. 

Явления Воскресшего Спасителя были кульминацией чудес, совершенных Им в Его общественном служении, ибо они показывали силу Царства Божия. Христос является Своим ученикам во время их трапез, вводя в тайну Воскресения. Их глаза открываются окончательно. Эти трапезы становятся знаком прощения учеников за оставление Спасителя во время Его страданий. Он является и исчезает различным образом, согласно Своей воле, пользуясь свободой нового уровня существования. Апостолы, которым являлся Христос, свидетельствовали о Его Воскресении собственной жизнью и смертью.

Жизнь, смерть и Воскресение Христа, Которого апостол Павел отождествляет с «последним Адамом» (1Кор.15,45), повлияли на судьбу всего человечества. Все люди умерли в Адаме, но через Христа произошли спасение, прощение грехов и воскресение мертвых. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15,22). Христос умер за всех людей, чтобы они «не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2Кор.5,15). Воскресший Христос живет жизнью будущего века, но живущие во Христе все еще пребывают на пересечении эпох – в их жизни чередуется ветхое и новое. Сила зла активна в мире, но пребывающие во Христе уже участвуют в Его Воскресении. Облекшись во Христа в Таинстве Крещения, мы уже воскресли с Ним.

Воскресение Христа представляет собой действие Божие в истории, оно связано с Крестом, предшествующим ему, с Вознесением и схождением Святого Духа на апостолов, и является началом нового творения. Это не повторение или отказ от старого, но его совершение и преображение. Воскрешение Богом Христа является новым началом, а не возвращением. Как и тело Христа, ветхое творение будет преображено для новой жизни. Для пребывающих во Христе преображение, уже начавшееся, еще не закончилось. В Таинстве Крещения человек становится частью «нового творения» (2Кор. 5,17). Воскресший Спаситель возвещает тайну будущего. Христос, Которого Церковь знает и в Которого верит, и Христос Второго Пришествия – это Тот же воскресший и вознесенный Иисус из Назарета. Церковь живет силой воскресшего Христа и в то же время движется к будущему, к совершенному исполнению Его Воскресения, к завершению нового творения во Втором Пришествии Спасителя.

Воскресший Христос бросает вызов миру. Его присутствие в Церкви соединяет воедино прошедшее и будущее. Он – краеугольный камень нового храма. «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.21,6). Воскресший Христос пребывает в Церкви – Своем теле, и все же Церковь терпеливо ожидает и непрерывно молится о пришествии Господа Иисуса и Его Царства. Новое творение продолжается. Оно началось с Христом Воскресшим и указывает на Христа Второго Пришествия.

Ныне сердечно поздравляю вас с праздником Святой Пасхи и молитвенно желаю духовной радости о Воскресшем Господе, щедрой помощи Божией в трудах и начинаниях, мира, здравия и долгоденствия!

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

+ ГЕРАСИМ,

архиепископ Владикавказский и Аланский

 

Пасха Христова

2025 года

Владикавка