Праздник Казанской Иконы Божией Матери

 

 

В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в честь избавления Москвы от поляков. 4 ноября Церковь отмечает осеннюю  Казанскую — праздник в честь Казанской иконы Богородицы "избавления ради царствующаго града Москвы".

Об истории чудотворного Образа в материале иерея Димитрия Кондратьева.

 

Под покровом Пресвятой Богородицы в 1552 г. Казанское ханство было присоединено к России. В Казани Пречистая Богоматерь трижды являлась десятилетней девочке Матроне с повелением возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Ее икону, сокрытую некогда от татарского поругания, причем каждый раз явления становились все грознее. Словам девочки не придали значения, и тогда она сама, с помощью матери, откопала в указанном месте сияющий чудным светом образ Пресвятой Богородицы. Произошло это 8 июля 1579 г. По благословению архиепископа Иеремии священник ближайшего храма, будущий Патриарх Московский Ермоген, c крестным ходом на руках отнес икону в свою церковь. Многочисленные чудотворения от новоявленного образа начались с прозрения двух слепцов (как и от иконы Одигитрии в Царьграде). В том же году Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы и женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона с матерью.

Образ, обретенный девочкой Матроной на казанском пожарище, прославился чудесами и стал всенародной святыней, знамением особого участия Царицы Небесной в судьбах России, путеводной звездой воинства и всего народа в устроении великого государства. Под покровительством Казанской иконы начался поход Ермака, она же содействовала русским землепроходцам-миссионерам.

В период Смутного времени, когда поляки захватили Москву, народ по призыву Патриарха Ермогена поднялся на защиту веры и Отечества, «дома Пресвятой Богородицы». Взбранная Воевода покровительствовала российскому воинству, и ее заступлением Родина была спасена. Казанское ополчение принесло с собой список Казанской иконы и вручило его князю Пожарскому. Перед решительным штурмом православное воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости перед этим образом. Пречистая Владычица вняла этим молитвам.

В эти дни в Кремле умирал от голода в плену архиепископ Элассонский Арсений. В ночь на 22 октября ему явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Радостную весть удалось передать русскому войску, и, оно, призвав на помощь Царицу Небесную, взяло штурмом Китай-город и вошло в Кремль. В честь этого события при царе Михаиле Романове установили празднование Казанской иконе два раза в год – 8 июля и 22 октября. Около 1636 г. образ был перенесен в сооруженный князем Пожарским в благодарность Господу и Пречистой Его Матери за спасение России Казанский собор.

В 1709 г., накануне Полтавской битвы, Петр I молился Взбранной Воеводе пред Казанской Ее иконой.

В 1812 г. перед отъездом в армию, в Казанском соборе Петербурга князь Кутузов на коленах пред Казанским образом во время молебна со слезами просил Пречистую Богородицу спасти Россию. Прошло менее полугода, и в этом же соборе 25 декабря 1812 г. служили благодарное молебствие «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Сюда, к Казанской иконе, по окончании войны стекались пожертвования россиян в благодарность за избавление от врагов. Донские казаки принесли в дар отбитое у неприятеля награбленное серебро, из которого был отлит иконостас собора. Русская армия повергла перед чудотворным образом Богоматери свои трофеи: ключи от городов, захваченные знамена, жезл императора Наполеона и другие знаки воинской славы. Собор в честь Казанской иконы стал памятником победы в войне 1812 г. Через этот святой образ явил Господь Свою милость нашей Отчизне и в годы Великой Отечественной войны.