СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЕФЕССКИЙ

Память его совершается Церковью 1 февраля

Великий исповедник Православия, святой Марк родился около 1391-1392 г. в Константинополе. Родители его происходили из знатного рода. Отец был диаконом и имел высокий чин сакеллария храма Святой Софии. Мать была дочерью врача. В крещении будущий святитель получил имя Мануил.

Первым наставником в науках и благочестии для Мануила стал его отец. Мальчик настолько преуспевал в учении, что еще в отрочестве изучил вместе с отцом риторику и математику. Лишившись отца на 13-м году жизни, Мануил продолжил учение у знаменитых профессоров Иоанна Хортасмена и Георгия Гемиста Плифона. Благодаря огромной старательности, недюжинному уму и безупречной нравственности, будущий исповедник Церкви вскоре сам стал наставником, к которому стекался цвет молодежи. Из числа его учеников вошли в историю Георгий Схоларий и Феодор Агалист. К тому времени Мануил уже имел звание «Ритора», т.е. толкователя Священного Писания в патриаршей церкви. Высокие качества ее души не могли остаться незамеченными. Мануил становится любимым духовным сыном Константинопольского Патриарха Евфимия (1410-1416), о духовной близости к которому свидетельствуют составленные будущим святителем канон и стихиры после смерти архипастыря. Император Мануил II приближает его к себе в качестве доверенного лица и советника. Следующий император Иоанн VIII также глубоко почитал святого Марка, о чем можно судить по целому ряду сочинений, написанных святым по просьбе императора, просившего дать ответы на трудные богословские вопросы, и исключительно высокому положению святителя среди греческого духовенства на Соборе в Италии.

Перед Мануилом открывалась блестящая карьера. Но в 1418 г. в возрасте 26 лет Мануил оставил столицу и отправился на один из островов, который был еще во владении ромеев – Антигон, находящийся при входе в Никомидийский залив. Духовным отцом, который и постриг святого, получившего в монашестве имя Марка, был игумен Симеон. Жизнь на острове проходила в постоянном ожидании турецких набегов. Поэтому вместе с духовным отцом Марк возвратился в Константинополь, избрав местом жительства знаменитую Манганскую обитель. О священническом служении святого Марка Иоанн Евгеник передает, что когда он совершал Божественную литургию, то исполнялся весь божественного вдохновения: «Он казался весь – вне себя, весь исполнен света, весь посвящен Богу, вне земли, как бы некий Ангел во плоти».

После смерти митрополита Ефесского Иоасафа в 1437 г. по воле императора святой Марк поставляется в митрополита Ефесского. В ноябре 1437 г. в составе многочисленной делегации он отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский Собор. Святой сам свидетельствует, что архиерейское достоинство принял только «по повелению и нужде Христовой Церкви» и «последовал за Вселенским Патриархом и Богоданным Царем на Собор в Италию». Георгий Схоларий говорит: «Он принял высокий духовный сан единственно для защиты Церкви своим словом – ей нужна была вся сила его слова, чтобы удержать ее от совращения, в которое уже влекли ее нововводители. Не по мирским соображениям принял он это сан; это доказали последствия». Святой Марк жаждал подвижнической деятельности в отшельничестве, как некогда святитель Григорий Богослов, но Промысел Божий готовил ему, как и святому Григорию, мучительную борьбу в самом центре интриг. Святому Марку было суждено отстаивать истину православных догматов и обличать заблуждения. Из гавани отшельничества святителю было суждено быть брошенным в самую бурю страстей, угроз, преследования совершающегося вокруг него отступничества от Православия и предательства Истины. Имя этой бури и водоворота – Флорентийская уния. Одного желал святой Марк, другого требовала от него Церковь и уготовлял Божественный Промысел. Святому Марку было суждено быть украшенным не только славой учености и подвижничества, но и венцом исповедничества.

Греки отправлялись в Италию с душевным подъемом. Патриарх Иосиф говорил, что они едут на Собор для заключения Унии, но ничего не уступят из тех традиций Церкви, которые приняли, и готовы, если надо, умереть за них, ибо что может быть славнее мученического венца?! Увы, все совершилось совсем иначе. Как известно, Патриарх умер во Флоренции, а Православие было предано и продано, и греки со скорбью и стыдом вернулись на Родину.

Собор по вопросу соединения Восточной и Западной Церквей был торжественно открыт в кафедральном храме Ферарры 9 апреля 1438 г. Глава греческой делегации император Иоанн VIII Палеолог смотрел на Унию как на акт политический, позволявший рассчитывать на помощь Запада в борьбе с турками. Император, итальянское влияние при дворе которого по причине брака с Софьей Монферратской было сильным, считал, что договориться с Западом не только возможно, но и необходимо. Поэтому он, призвавший в свои ряды такого выдающегося ревнителя Православия как святитель Марк, требовал избегать на Соборе острой полемики с латинянами. Он надеялся, что за туманными формулировками можно будет найти приемлемый для всех компромисс. Папа Евгений IV преследовал другие цели. Он хотел с помощью Унии поднять свой престиж, пошатнувшийся в католическом мире в условиях противостояния с Базельским Собором, и желал подчинить себе Православную Церковь. Поэтому он настаивал на скорейшем образовании комиссии, составленной из представителей обеих Церквей, которой было бы поручено выяснить пункты расхождения и наметить пути к заключению Унии. В комиссии со стороны греков только святитель Марк Ефесский и митрополит Никейский Виссарион были официально уполномочены выступать в дискуссиях с латинянами. Причем из этих двух представителей, славящихся своей ученостью, святой Марк занимал первенствующее положение.

Свою позицию перед началом работы комиссии святой Марк изложил в Слове папе Евгению IV, написанной по просьбе кардинала Юлиана Цезарини от лица греческой делегации. Святитель жаждал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики. Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть сохранена, и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не пойдет на уступки, отказавшись от неизвестных Древней Церкви новшеств, которые были введены в догматику и богослужебную практику Западной Церкви и явились причиной раскола. Слова этого обращения были немедленно доставлены кардиналом не только папе, но и императору Иоанну. Император был крайне недоволен и хотел даже отдать святителя на суд Синода. Но по ходатайству Виссариона Никейского и ряда других лиц оставил этот поступок без последствий. Между тем папа все настойчивее требовал греков объясниться, и, наконец, на 3-м заседании комиссии католики сами предложили вопросы для обсуждения: 1)об исхождении Святого Духа; 2)о неквасном хлебе для Евхаристии в католической Церкви; 3)о чистилище; 4)примат папы римского.

Греки полагали, что вопрос о чистилище самый простой, и сближение по нему скорей позволит сблизиться по другим позициям. Однако прения по нему, во время которых неоднократно выступал святитель Марк, ни к чему не привели. Греческая делегация не согласилась принять догмат об очистительном огне, позволяющем грешникам, как учили латиняне, через временное наказание и очищение избегнуть вечной муки. Такой взгляд поставил бы под сомнение учение Церкви о посмертном воздаянии, соблазнив легковерные души «широким путем» спасения.

После того, как не было достигнуто соглашения по вопросу о чистилище, и первая попытка найти возможность сближения догматических позиций потерпела крах, прошло несколько месяцев в бездействии. Только 8 октября 1438 г. произошло открытие новых переговоров по самому важному пункту расхождения между двумя Церквами – вопросу «Filioque» («Filioque» – «и от Сына» – католическое учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). Латиняне настаивали на рассмотрении содержания самого учения о «Filioque», однако большинство греков во главе со святым Марком требовали обсуждения самой законности какого-либо изменения Символа веры. В ходе обсуждения святитель Марк ссылался на Постановления III Вселенского Собора, прямо запрещавшие подобные изменения и призывал латинян признать свои заблуждения. Однако католические ораторы, ощущавшие уязвимость своей позиции, применяли различные уловки, чтобы оправдаться. Они даже предоставили подложную рукопись Деяний VII Вселенского Собора, в которой Символ веры имел «Filioque». Однако основным доказательством законности своего прибавления они объявляли догматическую состоятельность этого новшества. На этот счет митрополит Виссарион Никейский подчеркнул, что даже если бы прибавленное к тексту было догматически верно, оно все равно было бы незаконно. После множества заседаний многие из греков пришли к выводу, что переговоры с латинянами ни к чему не приведут и лучше возвращаться в Константинополь. О бесплодности диспутов святой Марк писал: «Говорить это, казалось, петь глухим ушам, или кипятить камень, или сеять на камне, или писать на воде, или другое подобное, что говорится в пословицах в отношении невозможного».

В январе 1439 г. состоялось последнее заседание Собора в Ферарре, на котором была прочитана папская булла о перенесении Собора во Флоренцию. Флоренция стала местом, где по выражению святого Марка, латиняне сбросили маски в отношении и даже в обращении с православными представителями. Греки оказались в тяжелом положении: измученные, страдающие от лишений, подвергающиеся притеснениям, не имеющие средств для возвращения на родину, сознающие, в каком ужасном положении находится Византия. Им предлагалось практически «продать» Православную Церковь за помощь и государству, и самим греческим делегатам на Соборе, вплоть до обещания направить против турок крестовый поход. Под влиянием всех этих обстоятельств единство греческих представителей, делавшее их сильным в Ферарре, распалось. Если в Ферарре святитель Марк Ефесский пользовался поддержкой митрополитов Виссариона Никейского и Исидора Киевского, да и сам император был на стороне ревнителей Православия, то во Флоренции картина изменилась. Первоначальная тенденция греческих иерархов сохранить Православие во всей чистоте и склонить латинян к Унии, убедив их, что они неправильно понимают догматы, в которых расходятся с православными, сменилась поисками компромиссных, половинчатых решений и зыбких догматических определений. «Найти нечто среднее», – стало основой богословских исканий греческих представителей. Святитель Марк остался, по существу, в одиночестве. Католики, в свою очередь, добивались уже не соглашения о единстве, а безусловной догматической и административной капитуляции Восточной Церкви. В итоге, приняв латинское учение о «Filioque», православные представители на Флорентийском Соборе вынуждены были пойти на компромиссы и по другим вопросам. 5 июля 1439 г. они подписали Флорентийскую унию. Святой Марк был единственным участником Собора, не поставившим своей подписи под актом Унии и фактически отстоявшим Православие. Последнее доказывается тем фактом, что папа, узнав о категорическом отказе святого Марка Ефесского подписать акты Собора, признал это полным провалом Унии.

Вместе с императором и иными представителями Православной Церкви на Соборе в Италии святитель Марк вернулся в Константинополь 1 февраля 1440 г. Будучи противником Унии он в тайне от императора покинул столицу и отправился в Ефес, находившийся под властью турок. Здесь святитель предался трудам по устройству своей разоренной епархии, обращая заблудших, рукополагая священников, предстательствуя перед властями за обездоленных. Однако главным он считал борьбу с Унией, поэтому продолжил в своих посланиях обличать постановления Флорентийского Собора. Особое значение имело написанное в июле 1440 г. Окружное послание, обращенное ко всем православным христианам Востока. Это вызвало крайнее недовольство униатов и гнев императора, за что святой был арестован и пробыл в заключении на о. Лимносе 2 года, страдая от болезни, жестокого климата и многочисленных лишений. Турецкий флот пытался захватить остров, но неудачно. Свое неожиданное избавление от турок жители Лимноса объясняли молитвенным предстательством святителя Марка.

В 1442 г., в день памяти святых семи отроков Ефесских святитель Марк был освобожден по приказу императора. В стихотворении по этому поводу архипастырь благодарит святых отроков Ефесских за помощь. Вернувшись в Константинополь, святитель Марк прожил здесь до своей блаженной кончины в 1444 г. Божий Промысл судил ему быть борцом за Православие до последнего часа.