18 января 2024 года, в Навечерие Богоявления, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Аланском Богоявленском женском монастыре. У входа в монастырский храм святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары правящего архиерея встретили сестры обители во главе с настоятельницей игуменией Нонной (Багаевой).
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, насельники Успенского Аланского мужского монастыря иеромонахи Савватий (Томаев) и Онуфрий (Юмашев), клирики кафедрального собора вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Онуфрий (Юмашев).
Богослужебные песнопения исполнил хор Аланского Богоявленского женского монастыря.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Господь приходит на Иордан к Иоанну Крестителю. Таким образом, Он впервые являет Себя миру. Хотя были и раньше события, которые указывали на то, что это не простой Отрок, не простой Человек, как мы можем вспомнить Его беседу с учителями в храме Иерусалимском, когда Ему было двенадцать лет и все дивились Его разуму, но, тем не менее, до сего дня Он не был явлен миру. Иоанну Крестителю был дан знак, голос, откровение, что он должен прийти на Иордан даже не для того, чтобы обличить мир в его неправде, грехе и призвать людей к покаянию, но, главным образом, для того, чтобы он, как верный свидетель, указал на Того, Кто есть подлинный Мессия, Агнец Божий, приносимый в жертву за спасение мира.
И вот Господь приходит на Иордан. Иоанн узнает Его и говорит: «Се, Агнец Божий» (Ин.1,29). И происходит то событие, когда творение возлагает руку на главу Творца, крестит Его во Иордане не во оставление грехов, а для освящения и воды Иорданской, и всего мира. Господь пришел «исполнить всякую правду» (Мф.3,15) и это знамение Его Пришествия, Крещение, Его явление, видение Духа Божия – указывает на то, что «пришло исполнение времен» (Гал.4,4). Не случайно святой Иоанн Златоуст в проповеди на Богоявление говорит о том, что праздник Богоявления – это печать, завершение тех святых дней, которые начинаются от Рождества Христова и увенчиваются Крещением. Как Господь в Рождестве Своем пришел спасти мир, так в Крещении Он начинает Свое общественное служение, выходит на спасение мира, на Свою евангельскую проповедь.
Нередко мы задаемся вопросом: когда у нас какое-то время совершается дело, то почему так долго? Почему не получается все сразу? Почему какие-то препятствия возникают? А потом вдруг все начинает идти быстро и хорошо. В чем тут дело? Мы размышляем о наших делах, например, о строительстве храма, о том, как устраивается жизнь церковная, почему народ когда-то массово шел креститься, а сейчас не идет. Что произошло? Может ли это вернуться, или же мы это все безнадежно утратили и этого не будет никогда?
Обратим внимание, в каком возрасте Господь являет Себя миру. Неужели Он не мог явить Себя в двенадцать лет, когда говорил с учителями? Мог. А в двадцать? Мог. Почему Он достигает меры возраста «мужа совершенна» (Еф.4,13), тридцати лет, а некоторые святые отцы, говорят, что Он, может быть, был и старше, обращаясь к тексту, когда Ему говорят: «Тебе нет еще пятидесяти лет, ‒ и Ты видел Авраама?» (Ин.8,57) Почему не сразу, почему так поздно? Потому что не пришло еще время, потому что по иудейскому закону мужчина моложе тридцати лет не мог выйти на общественную проповедь. Его просто никто бы не слушал, он слишком юный, чтобы его слушали, потому что Божество Христово было сокрыто под покровом плоти и никому еще не было явлено. И Господь, соображаясь, в том числе, с законами и установлениями человеческими, ждет положенного срока.
Как Он в эти дни жил? Мы поклоняемся иконе Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, но нам странно представить, что в те дни, когда Он еще не был явлен миру, пока не пришел на Иордан, Он трудился простым трудом плотника, делал деревянные предметы. Я думаю, что хорошо было бы, если бы какой-то из таких предметов сохранился в истории. Мы ведь проводим археологические раскопки, а, где, интересно, те предметы, которые Господь Своими пречистыми руками изготовлял, как было бы хорошо их обрести! Но, наверное, Господь это от нас утаил не без какого-то божественного замысла. Так вот, Господь проводил простую, незаметную жизнь в провинциальном городке, в Галилее к тому же, где и говорили каким-то странным наречием, что и иудеи смеялись, что там слова выговаривают. Вот как Господь скрывал себя! И вдруг наступает, наконец, этот момент. Господь приходит на Иордан, и тот человек, который имел колоссальный авторитет среди народа израильского, Иоанн Предтеча, указывает на Него: «Се, Агнец Божий!» Пришло исполнение времен, во благовремении, когда нужно было. Поэтому если у нас что-то не ладится, мы помолимся и подождем, когда придет это благое время. Оно непременно придет, потому что Господь зрит на сердце человеческое, но и соизмеряется с человеческой немощью. Снисходит к человеку в его мыслях, действиях, убеждениях. Господь все это терпит и принимает, но приходит момент, когда Он являет Себя в силе. И в этот момент нам нужно быть мудрыми и трезвыми, чтобы стать Богу соработниками. Много ли людей, которые были тогда на Иордане и не являлись учениками Иоанна Крестителя, пошли за Христом? Наверное, таких людей было немало, когда они узнали, что Тот, с Которым они были в одной Иорданской купели, есть Ожидаемый, Мессия. Но кто-то и не пошел, усомнился, кому-то это было неважно, ненужно.
И в праздник Богоявления мы можем об этом подумать. Мы с Господом или, как юродивые девы из притчи, проспим, истратим наш елей в ожидании, а когда придет нужный момент, у нас уже и елея не окажется? Поэтому мы должны бодрствовать и ожидать Господа со дня на день, исполнения тех времен, когда нужно будет нам потрудиться и не думать, что силы наши ушли, старость приходит и ничего не получается. Так не бывает. Господь каждому из нас дает этот миг и к каждому в нужное время приходит, но соизмеряется с нашими силами и нашей духовной зрелостью. Поэтому нам нужно себя воодушевлять и готовить, потому что к каждому из нас приходит Агнец Божий, Господь в наше сердце в тот момент, когда мы будем готовы. А готовность эта измеряется не только временем, но, скорее, именно состоянием человеческой души. Израиль много веков ждал пришествия Мессии. Мессия пришел – и они Его не узнали. Какая страшная трагедия! Тот, Которого так ждали их отцы и пророки, оказались не готовыми принять Христа. Не дай Бог и нам такими быть! Господь приходит в наше сердце – а мы не готовы, спим, у нас елей закончился, у нас новые волы появились. Нас зовут на пир, а у нас какие-то свои дела. Каждый день надо бодрствовать и трезвиться, ожидая, когда придет Господь, А Господь всегда близко. «Близ есмь, при дверех» (Откр.13,16). «Се, стою и толку, и жду, кто отворит мне» (Откр.3,20). Господь рядом, и в день светлого праздника Богоявления да сподобит всех нас Господь той бодрости и мужества, которым обладал святой Иоанн Предтеча, узнавший Ожидаемого Спасителя. А узнал, потому что был готов принять Его каждый день. И когда пришел знак «се, Агнец Божий», он был готов, встретил Господа, достойно послужил Ему даже до усекновения своей всечестной главы.
Давайте воодушевляться этим примерам бодрости, мужества, и тогда Господь будет каждый день просвещать нас Своим светом! И наступит тот момент, когда мы, наконец, узрим в своем сердце долгожданного Спасителя, Мессию, Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодня престольный праздник для нашей обители, и дай Бог, чтобы в будущем году мы с вами молились уже в новом, воздвигаемом ныне соборе, и чтобы даже он не вмещал в себя всех тех людей, которые придут сюда помолиться с нами!».