24 марта 2024 года, в 1-ю Неделю Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа. Накануне правящий архиерей возглавил в кафедральном соборе всенощное бдение.
Архиепископу Герасиму сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании Божественной литургии архиепископ Герасим возглавил молебное пение в Неделю Православия. Затем правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Особый Чин Торжества Православия установлен в честь события, которое произошло в середине IХ века. В первое воскресение Великого поста 843 года православная вера восторжествовала над ересью, которая долго колебала Церковь, ересью иконоборчества, которой, к сожалению, помогали и византийские императоры, и установилось Православие. С тех пор совершается этот Чин в воспоминание о великой борьбе, которую на протяжении двух веков выдержала Церковь, не только в борьбе с иконоборчеством, но и с другими ересями. Сначала это были тринитарные ереси, которые колебали веру в Святую Троицу и в воплотившегося Господа. Затем много веков шли споры о Лице Христа, одна ли природа во Христе или две, одна ли воля в Нем или две? Все это были вопросы весьма не отвлеченные, не какие-то философские размышления праздных архиереев. Они касались самого существа нашей веры, потому что если что-то Христом не воспринято в нашей человеческой природе, то оно и не уврачевано. А если не уврачевано, тогда спасение наше очень сомнительно, потому что Христос именно для этого в мир и приходит, чтобы спасти всю полноту человеческой природы.
И, наконец, в VIII века восстает еще одна серьезная ересь – иконоборческая. Поначалу вопрос касался просто священных изображений, но по мере его углубления встал вопрос и почитания мощей, и о смысле монашества. Такие окаянные императоры как Константин Копроним, само прозвище которое говорит о многом – «Гноеименный», – восставали против всего того, что нам так дорого в православной вере, против всех наших православных обычаев, и пытались создать нечто выхолощенное, пустое, веру в Бога, но на самом деле лишенную всяких признаков спасительности. И святые отцы отдавали свою жизнь, как видно из их жизнеописаний, были убиты, замучены, много времени провели в тюрьмах и ссылках. Это такие столпы, как преподобный Феодор Студит, преподобные Феофан и Феодор Начертанные, у которых на лицах был выжжены и вырезаны ножами хульные слова в знак издевательства над их иконопочитанием (они почитали святые лики, и их лица поэтому были обезображены иконоборцами).
Тем не менее, правая вера победила, и мы должны понимать, что на протяжении всех этих веков не только злая человеческая воля восставала на православную веру. Сам сатана через своих слуг и через свои оружия восставал на нашу веру, чтобы смутить наш ум и лишить нас спасения. И как часто бывает, когда нет возможности победить в споре, в диалоге, сатана через своих слуг прибегает к насилию. Я уже сказал о ссылках, тюрьмах и казнях тех святых отцов, которых мы сегодня прославляем. Задача сатаны не только в том, чтобы нас смутить и отвратить. Преподобный Серафим Саровский говорит, что если бы Господь попустил сатане проявить всю свою силу и ненависть, которую он питает к роду человеческому, то в мгновенье ока все мы были бы истреблены с лица Земли. Но Господь нас хранит и покрывает, и в этом великая милость Божия, что Он хранит нас и защищает нашу веру, несмотря ни на какие нападки хранит Церковь и мы имеем возможность и счастье быть в ее стенах.
Священное Писание говорит, что сатана – «человекоубийца от начала» (Ин.8,44), и сегодня мы вспоминаем еще одно событие, которое омрачает радость нашего торжества, поскольку сегодня день траура из-за того события, которое случилось позавчера вечером в Красногорске, когда множество невинных людей было убито террористами. Они лишили их жизни в тот момент, когда никто об этом не думал и не предполагал, что жизнь оборвется во мгновенье ока. Это было сделано руками людей, но эти руки и это намерение вдохновлялось сатаной человекоубийцей, потому что проливать неповинную кровь, хладнокровно людей в упор расстреливать могут люди, которые полностью потеряли свое человеческое достоинство и забыли, кто они. Если есть у них в душе какая-то вера, то, на самом деле, это не вера, а какое-то мрачное суеверие. Человек, верующий в Бога, никогда, какой бы веры он ни был, какую бы доктрину не разделял, не поднимет руки на невинных людей, на женщин и, тем более, на детей. Это не вера в Бога, этот человек предал свою душу во зло, сатане, вдохновился этим злом и совершил такое страшное дело.
Мы, как христиане и как сограждане тех людей, которые пострадали, также сегодня несем на себе печать траура, соболезнования. Болезнуем душой о тех семьях, которые лишились близких, о родителях, которые лишились детей, и о детях, которые потеряли отцов и матерей в этом страшном теракте. Молимся, чтобы Господь упокоил души всех невинно убиенных, простил им согрешения вольные и невольные и принял их в Свои небесные обители. А о тех людях, которые пострадали и находятся сейчас в госпиталях и больницах, и многие из которых, к сожалению, в тяжелом состоянии, молимся, чтобы Господь проявил Свою милость, исцелил их, поднял со одра скорби, страданий, болезни, восстановил их в здравии и вернул к своим семьям.
Страшное горе нас коснулось, и всякий раз, когда такие события происходят на нашей земле, мы, как христиане, должны и молиться, и памятовать о самих себе также, потому что жизнь человеческая в руках Божиих. «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс.36,23). В какой момент мы будем призваны к ответу на Суде Божием, не знаем. Поэтому повседневная, всечасная готовность к ответу Богу – это особенность нашего христианского сознания. Все мы, по апостолу Петру, должны быть готовы «всякому, требующему… отчета в… уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3,15), на что мы надеемся и во что верим, в чем состоит наше православная вера.
Сегодня был прочитан Символ веры, и мы его пели за литургией. Действительно, так, мы верим «во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век», пришедшего в мир спасти всех нас. Мы исповедуем веру в Спасителя, и надеемся, что те наши посильные труды, исполнение заповедей Христовых, которые по любви к Богу совершаем, будут приняты Господом, и мы наследуем вечное Царствие, к которому и призваны, поскольку мы «народ Божий, «царственное священство» (1Пет.2,9). Молимся также о том, чтобы мы по мере сил творили заповеди и оставались верными христианами в любых обстоятельствах жизни. Не должно быть такого проходного момента в жизни, что сегодня я живу на черновик, а завтра уже, конечно, начну спасаться. Завтра я заповеди исполню, а сегодня мне некогда. Неизвестно, может быть сегодня и есть тот самый день, когда Господь спросит с нас, а Он говорит: «В чем застану, в том и сужу». Это не запугивание, не слово устрашения. Это слово ответственности, поскольку все мы, как христиане, ответственны и за самих себя, и за своих ближних, и за всю Церковь, потому что каждый из нас – частичка Святой Соборной и Апостольской Церкви. Без каждого из нас Церковь уже не полна, и чем больше нас, тем полнее Церковь, и лишение каждого из нас – это большая потеря. Поэтому мы должны быть внимательны друг к другу, подлинно быть братьями и сестрами. Нет такой боли, которую мы не должны считать своей, чужой, что она нас не касается. Это где-то далеко проливается чья-то кровь. Нет, это кровь наших братьев и сестер. Поэтому мы молимся о прощении грехов, исцелении тех людей, которые пострадали.
Пребывайте всегда верными, добрыми христианами, любите друг друга, и тогда все узнают, что мы – ученики Христовы!»