25 декабря 2023 года, в праздник святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию в храме святого князя Владимира исторической архиерейской резиденции г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь храма равноапостольного князя Владимира иерей Димитрий Кондратьев, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирик храма равноапостольного князя Владимира иеромонах Нектарий (Монахов), клирики кафедрального собора – диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Проповедь перед причастием произнес иерей Димитрий Кондратьев.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«Сегодня мы отмечаем память одного из величайших святых Православной Церкви – святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца. Как и святой Николай, чудотворец Мирликийский, он близок нам тем, что образ жизни его был не такой, с точки зрения, житийной, исключительный, как, скажем, образ жизни столпников, которые годами стояли на столпе, или как преподобной Марии Египетской, которая жила в пустыни. Он жил среди людей. Более того – занимался самыми обыденными повседневными трудами. Он, будучи епископом Церкви, не оставлял при этом и мирских трудов, был пастырем, пастухом овец, у него было стадо, хозяйство. И при всем этом ум его всегда был с Богом. Как он это совмещал? Для нас это, с одной стороны загадка, а с другой стороны, большая радость. Не только на столпе, в пустыне, но и живя, казалось бы, совершенно обычной жизнью, заботясь об овцах, давая взаймы купцам, заботясь об обиженных, обращаясь к судьям, вращаясь полностью в круге этого мира, человек достиг подобной степени святости. Такой величины в очах Божиих, что он как настоящее огромное светило, а не как некая малая звездочка, до сих пор сияет нам на небосводе Церкви Божией, спустя уже много веков.
Что это за чудо? Как он смог пройти такой путь? Мы видим из его Жития, что человек он был очень простой, неученый, но от него исходила сила. На Первом Вселенском Соборе он противостал философу, который был очень искушен в риторской премудрости, а святитель Спиридон просто, в нескольких словах, исповедал ему, во что он верит, и спросил: «Не так ли, философ?» И тот, обернувшись к своим собратьям, сказал: «Да, действительно так. Пока мы упражнялись в софизмах и различных приемах риторической премудрости, я побеждал, потому что мало кто может противостоять моему умению говорить. Но когда этот старец обратился ко мне, я почувствовал, что от него исходит сила». А что это за сила?
Это сила Христова. Об этом говорится в Евангелии. Ко Христу старались прикасаться, потому что «от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк.6,19). Кровоточивая жена, прикоснувшись к Нему, получила исцеление. Святые апостолы, по слову Христову, что «верующий в меня и большие чудеса сотворит» (ср. Ин.14,12), самой тенью и даже одеждой своей исцеляли, потому что от них исходила Божия сила. Такая же сила исходила и от святителя Спиридона. Что же, Господь дает эту силу только некоторым: апостолам, святителям? Мы с вами изъяты от этого, нам эта сила не положена, не по рангу?
Все мы в Крещении давали одинаковые обеты, одинаково отрекались от сатаны и сочетались Христу. Значит, сила эта и нам обещана, и нам она вручается. Почему же люди, прикасаясь к нам, не исцеляются? Почему в словах святителя Спиридона сила была, а в наших, не обязательно мирян, а часто и священников, и архиереев, эта сила не чувствуется? Сила, которая исходит, сразу ощутима. Она преображает человека, меняет его сознание, исцеляет его, внушает ему сделать что-то доброе, отказаться от чего-то греховного. Почему наше слово не так действует?
В Священном Писании есть, к сожалению, печальные слова, которые многие из нас к себе могут применить: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3,5). Живем мы часто так, что эта сила не может в нас вселиться, потому что нет места, некуда войти. Сосуд или слишком маленький, или слишком грязный. Господь силу Своего Святого Духа не может вместить в этот нечистый сосуд. Из-за грехов наших Господь не вселяется в нас в той мере, в которой вселился в святых.
Возвращаясь к Житию святителя Спиридона, задумаемся: как же от грехов исцеляться? На столп восходить, уходить в пустыню? Нет, необязательно. Можно жить так, как жил он, полностью погрузившись, казалось бы, в мирские заботы, но полностью отрешившись от них. Когда он со своим учеником Трифиллием был в царском дворце, тот восхищался: «Какая красота, какие колонны, как это все хорошо сделано!» Святитель Спиридон, который тоже впервые был в царском дворце и видел эти красоты, говорит: «Чем ты восхищаешься? Все это тленно, не этим надо ум занимать, а тем домом, который у нас всех есть в Царстве Божием, который мы должны построить». Мы часто заботимся: «У нас крыша прохудилась, надо купить новый лист кровли. Кирпич потрескался, давайте заменим». О доме своем мы заботимся, а о том доме, который нам предстоит построить, часто в голову не приходит, что там еще даже нет фундамента. И куда же мы вселимся, если этого дома нет? Об этом святитель Спиридон говорил своему собрату: «Подумай совсем о другом. Этим миром все не заканчивается». И сила Божия исходит не из этого мира, а из мира иного, Христова. Поэтому если мы действительно граждане неба, какими и должны быть, то и сила эта у нас будет. Мы можем быть подобны святителю Спиридону, но почему-то не получается.
Об этом нужно нам задумываться каждый день. Почему не получается? Или мы не стараемся и даже не пытаемся, как бы отложив все это от себя, это не наша мера, это мера святых. Вот Спиридон да, а я нет. Но у нас те же овцы есть, тот же дом, те же попечения, те же деньги мы зарабатываем. Почему Спиридон слышал хор ангелов, а мы не слышим его? Неужели у нас другие уши? Все то же самое. Он стал таким великим, а мы нет, потому что душа его, весь разум, все попечения были не здесь, не с этим миром. Он заботился о необходимых попечениях и делах, часто бывал суров, как в истории с диаконом, которого наказал за тщеславие, но часто бывал и милостив. Жил, как бы полностью погрузившись в стихию людскую, но умом стоял гораздо выше этого. И Господь за его чистоту, ревность о Боге, за его любовь к Богу, даровал ему все эти силы.
Нам надо поревновать об этом. Мы часто видим вокруг себя, что люди отходят от нас, потому что этой силы в нас не ощущают, а мир взыскует этой Божией силы. Взыскует чистоты, поэтому люди изобретают себе какие-то невероятные практики, уклоняются в какие-то языческие культы, жгут костры в горах. Для чего? Для того чтобы обрести некую чистоту, некую силу. То есть, по слову пророка Иеремии: «Оставляют источник воды живой и обращаются к разбитым колодцам» (ср.: Иер.2,13). Резервуар полон, источник воды не иссяк, у Бога вся та же живая вода, но тот канал, через который она подается, или засорился, или загрязнился. А эти каналы – мы с вами. Мы призваны мир освящать, своей жизнью быть солью и светом мира. Чаще всего мы не исполняем этого. Здесь повод задуматься о себе, изменить себя, потому что если мы потрудимся, чтобы стать теми, кем призваны быть по Евангелию, то и в нашей душе будет радость, и вокруг нас она будет. Мы станем проводниками той самой освящающей силы Святого Духа, которая и должна этот мир исправить и освятить, насколько возможно.
Разумеется, всегда есть «сыны противления» (ср.: Еф.2,2). Не каждому слово Божие входит, как в притче о зернах, посеянных при дороге, которые птицы склевали, и которые упали в терние и засохли. Все так. Но, тем не менее, есть замечательное слово святого Паисия Святогорца: «Потрудимся над тем, что мы можем сделать, для того, чтобы Бог по этим нашим трудам сделал невозможное». Все в руках Божиих. Но Господь волен изменить все, что вокруг нас, только в том случае, если мы сами приложим хоть малейшее старание, потому что Господу нужно не наше имущество, богатство и приношения. Богу нужно наше сердце. Как святой Спиридон отдал свое сердце и получил взамен все, что превышает славу и богатство этого мира – силу и славу Божию, радость и мир о Господе, любовь. То самое богатство, которое Христос независтно готов дать каждому из нас. Нужно очистить свои руки и сердце, чтобы это богатство принять, и тогда радости нашей не будет конца. Об этом и святые свидетельствуют, что никакие страдания этого мира не будут в силах затмить ту радость, которую получает человек, общаясь со Христом.
Дай Бог, чтобы эти слова тоже не упали где-то при дороге и не были склеваны птицами, а дали хотя бы малейший росточек в наших душах. Это действительно важно, действительно самое главное в нашей жизни, жить по-христиански, чтобы наше христианское звание не срамилось, и люди получали от нас то, что они хотят – Самого Христа. Вот Кого мы им можем передать, если будем христианами. Не какую-то частичку. Христос весь здесь сегодня с нами. Он неразделим. Как мы молимся за Евхаристией, погружая Агнец в Чашу, «Христос всегда преломляется, но Он всегда неразделим». Он всегда здесь целиком с нами. В каждом из нас Христос весь, целиком и полностью. И этой радостью Христовой можно поделиться с ближним, если мы ее стяжем. Дай Бог, чтобы так и было!
С памятью великого святого Спиридона Тримифунтского, пусть он молит Бога о нас, предстоя пред Престолом Божиим, чтобы все мы в той или иной мере сподобились его чистоты, святости и любви ко Господу! Аминь».