В среду Крестопоклонной седмицы архиепископ Герасим возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборе

10 апреля 2024 года, в среду 4-й седмицы Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора иерей Даниил Булатников и диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.

По окончании богослужения архиепископ Герасим обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Поздравляю вас со средой Крестопоклонной седмицы! Это середина Великого поста и можно сказать, что мы находимся на его экваторе.

Сегодня мы чествуем Крест Христов, сегодня на Литургии Преждеосвященных Даров в первой паремии читается повествование из Книги Бытия о событии, которое произошло на заре истории человечества, рассказ о Ное и его винограднике, о том, как он сделал вино и, не зная силы его, напился. Ной впал в греховный сон, во время которого сын его Хам посмеялся над своим отцом, за что и был проклят.

Не случайно это чтение всегда приходится на среду Крестопоклонной седмицы. В чем был грех Ноя? Это забвение, упоение вином, пьянство греховное, упоение грехом. Окружает человека забвение, человек не помнит, кто он есть, для чего его Господь сотворил, где он находится, ради чего живет. Видя то, что случилось с Ноем, мы должны понимать, что происходит с человеком, когда он упивается грехами. Не обязательно алкогольными напитками, это может быть упоение злословием, блудом, гневом, гордостью. Человек приходит в забвение и в нем проводит всю жизнь. И когда приходит час смерти, когда, казалось бы, человек должен уже погрузиться в вечный покой, у него наступает пробуждение: а для чего я жил, как прожил жизнь, как она пролетела, десятилетие за десятилетием? Я всю жизнь куда-то спешил, что-то делал, но, на самом деле, пребывал в забвении о том, ради чего я сотворен и пришел в мир. И нет ничего плачевнее, когда человек, у которого уже нет сил исправить свою жизнь и покаяться, приходит в сознание самого себя и с ужасом переходит в иной мир.

Крест Христов напоминает нам, что мы должны бодрствовать, не пребывать в забвении. Не должно быть так, что душа наша где-то скитается и только времени от времени приходит ночевать в свое тело, напоминая о своем существовании. В остальные дни мы живем так, как будто и души у нас нет, только плоть. Вспомним слова, которые Господь сказал перед Своей Крестной смертью Своим ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26,41). Дух не должен покоряться плоти. Поэтому бодрствование – это то, о чем мы должны вспомнить в среду Крестопоклонной седмицы.

Стоя перед Крестом Христовым, мы должны понимать, для чего Господь пришел в этот мир. Не для того, чтобы мы продолжали коснеть в греховном забвении, а для того, чтобы мы вспомнили, что мы – люди. Что каждый из нас – человек, и чело наше должно быть обращено в вечность, а не в землю, не в повседневные греховные события мира сего, не в заботы только о плотском, а о вечном. Поэтому Крест Христов, который мы чествуем сейчас в середине Великого поста, напоминает нам об этом, что подлинное достоинство человека измеряется не тем, насколько он богат и может предаться наслаждением, насколько он велик по власти. Если человек ничтожен по душе, то все его могущество – это прах и пепел. Никакого смысла нет в том, что он всю жизнь что-то собирает и гонится за чем-то. Один поэт хорошо сказал, что бывает так, что человек всю жизнь гонится за солнцем, но оно обгоняет его и встает у него за спиной. Годы уходят за годами, человек теряет время. Мы не должны так жить, чтобы день за днем проходил в забвении. Бодренно и трезвенно должны следовать за Христом, потому что если мы в забвении, то враг нашего спасения нас заведет в такие дебри, из которых мы сами выбраться уже не сможем.

Крест Христов – это указание, это путь, знак веры, на свет которого мы должны идти, поскольку это подлинный путь спасения, потому что Сам Господь говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Нет никакого другого пути, другой истины, кроме Христа. Нет нигде никакой другой жизни, помимо Христа. Только в Нем мы обретаем вечность, вечную жизнь, радость и счастье, потому что со Христом мы подлинно счастливы. А без Христа мы только обманываем себя, называя то, в чем пребываем, – богатство, славу, могущество, – счастьем. Это не является подлинным счастьем, потому что все это «суета сует» (Эккл.3,5). Все это приходит и уходит, и человек с собой не заберет ничего. Человеческая бессмертная душа может только следовать за Спасителем, радоваться с Ним в вечном свете и ожидать Второго Пришествия и своего воскрешения для вечной жизни.

Будем обращать свой взор ко Христову слову, и тогда мы никогда не ошибемся!».