15 марта 2025 года, в субботу 2-ю Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Божественную литургию и панихиду в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: иерей Рустик Фенченко, секретарь Владикавказской епархии; иерей Георгий Дзеранов, ключарь кафедрального собора; иерей Георгий Кудзагов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии; клирики кафедрального собора – иерей Даниил Булатников, диаконы Николай Селегеенко, Петр Евстафьев, Валерий Бобылев и Георгий Тедеев.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По окончании Божественной литургии архиепископ Герасим совершил панихиду по усопшим, после которой обратился к духовенству и верующим с архипастырским словом:
«В Великом посту особенные дни поминовения установлены по той причине, что на Литургии Преждеосвященых Даров усопшие не поминаются. И чтобы ушедшие в мир иной наши родные и близкие не оставались без поминовения, Святая Церковь установила для этого такие особые дни.
К большому сожалению, приходится признать, что обилие поминаемых все возрастает. Насилие на Земле не прекращается, льется кровь невинных людей, и мы видим, что не только на полях брани наши воины отдают свою жизнь, но и гражданское население страдает. Мы были свидетелями ужасных кадров, когда в Курской области на освобожденной от оккупантов земле находили замученных гражданских людей, очень пожилого возраста, со слезами пыток и истязаний. Видеть это очень тяжело. Но подобные события происходят не только на нашей земле. Мы становимся свидетелями страшных вестей с некогда благодатной сирийской земли. Нечто невероятное приходится видеть. Я не знаю, можно ли назвать людьми тех, кто снимают на видео собственные преступления, когда человек перед тремя малолетними детьми машет ножом и спрашивает, кого из них первым убить. Можно ли назвать его человеком? Это алавитские или христианские дети, по всей видимости, их родители уже убиты. Упиваясь безнаказанностью, человек творит насилие и у него хватает безумия прикрываться именем Бога, якобы это делает он во имя своей веры. Древнее наименование этих людей, «безбожные агаряне», думаю, применимо и сейчас, потому что эти люди, которые считают себя правоверными мусульманами, на самом деле не поклоняются Богу, ведь зло, насилие, кровопролитие и наслаждение собственным садизмом свидетельствует о том, что это люди, одержимые бесами. Иначе назвать невозможно. Молимся о том, чтобы кровопролитие прекратилось. Молимся, чтобы близкие нам по крови люди, одурманенные нацистской пропагандой и творящие преступления не только на Курской земле, но и на Донбассе и в других местах, которые освобождает русский воин и видит, что происходит, молимся, чтобы Господь вразумил этих людей, как Сам Он знает, пресек то зло, которое от их рук творится. Эти преступления фиксируются, но от этого не легче.
Мы молимся сегодня за всех этих людей, не только за наших близких, потому что они тоже близки нам. В Осетии есть выражение, что чужих детей у нас нет. Думаю, это относится не только к осетинским детям. Когда смотришь на сирийских детей, у которых уже нет родителей и которых некому защитить, сердце и душа вопиют к Богу о справедливости. Думаю, что все, здесь стоящие, прекрасно поймут размышления, которыми поделился в художественной форме наш великий русский философ Владимир Соловьев в своем знаменитом произведении «Три разговора», к которому прилагается «Повесть об Антихристе». Один из героев этого произведения, генерал, повествует о разговоре с журналистом. Тот говорит: «Вера Христова говорит о том, что нужно исключительно подставлять другую щеку, не противиться насилию». А генерал говорит: «Не знаю, почему вы так думаете, но когда мы воевали с турками, то пришли в одну деревню и видели, что они вырезали все население, а младенцев насадили на колья, и еще дымились трупы. Мы нагнали это турецкое подразделение и полностью уничтожили. Не знаю, как можно об этом размышлять, вы, наверное, подумаете по-другому, но у меня на душе была пасхальная радость за то, что зло было наказано».
Мы прекрасно понимаем, что война – это диавольское произведение, но, к сожалению, это хроническая болезнь, которая поразила человечество со времен Каина. К сожалению, кровь человеческая льется, но Господь наш Иисус Христос, когда говорит, что «блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф.5,6), присовокупляет к этому слова, что «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин.15,13). Защита невинных благословляется Церковью и в этом смысле считается справедливой. Мы молимся об усопших людях и о том, чтобы Господь укрепил руки тех, кто насилие пресекают. Чтобы Господь вложил карающий меч в руки тех, кто прекращает издевательство над невинными людьми, которое творится во имя чего угодно – величия нации, величия Украины или якобы во имя ислама. Зло должно быть пресечено. Молимся об этом. Да хранит Господь всех людей на Земле, всех вер и национальностей, от этого зла! И Господь да укрепит руки тех, которые это зло пресекают!»