2 мая 2024 года, в Великий Четверг, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил Божественную Литургию в кафедральном соборе вмч. Георгия Победоносца г. Владикавказа.
Правящему архиерею сослужили: секретарь Владикавказской епархии иерей Рустик Фенченко, благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Попович, ключарь кафедрального собора иерей Георгий Дзеранов, руководитель службы протокола Владикавказской епархии иерей Георгий Кудзагов, клирики кафедрального собора иерей Даниил Булатников и диаконы Петр Евстафьев и Валерий Бобылев.
Проповедь перед причастием произнес иерей Даниил Булатников.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Марии Качмазовой.
По заамвонной молитве архиепископ Герасим совершил Чин умовения ног, в котором вместе с сослужившими ему Божественную литургию пресвитерами приняли также участие: благочинный Иристонского округа протоиерей Константин Джиоев, благочинный Октябрьского округа иерей Димитрий Хестанов, ключарь князя святого храма Владимира г. Владикавказа иерей Димитрий Кондратьев, председатель Отдела по социальному служению Владикавказской епархии протоиерей Леонид Болтенков, настоятель храма святого Иоанна Воина г. Владикавказа иерей Василий Грибенченко, председатель Миссионерского отдела Владикавказской епархии иерей Игорь Кусов, штатный клирик Покровского храма г. Владикавказа протоиерей Николай Жуков.
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«В Великий Четверг мы вспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии, которое является для нас путем в жизнь вечную. Господь преложил на Тайной Вечере хлеб и вино, назвав это Своими Телом и Кровью, и впервые причастил Своих учеников. Совершилась новозаветная Пасха. Если мы сравним то, как Христос совершил эту Пасху с тем последованием, которое было дано ветхозаветному Израилю, то увидим существенное отличие. В Ветхом Завете принято было есть Пасху одевшись, обувшись, готовыми бежать, потому что установление Пасхи и заклание пасхального агнца было связано с Исходом, с бегством евреев из Египта. Человек должен быть препоясанным и готовым спешно отправиться в путь. Все у него было собрано, даже костей агнцу не преломляли и не пекли квасных хлебов. Все это делалось очень быстро, для того чтобы спастись от преследования врагов. Ветхозаветная Пасха – это исход, бегство.
А что мы видим теперь? Господь возлежит на вечере и умывает ноги Своих учеников и апостолов. Это уже не бегство, а приход на трапезу, завершение огромного промежутка истории от путешествия евреев из Египта, их бегства от фараонова рабства, до Христа, Который приглашает жаждущих и голодных напитаться от Него. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Он есть Агнец, «закланный от создания мира» (Откр.13,8). Господь умывает ноги ученикам как последний раб. Образ этот был очень ясен апостолам, потому что, когда совершалось торжество, то хозяин находился в торжественных чертогах, а привратник, последний раб, стоял у ворот и встречал гостей. Первым знаком гостеприимства людям, которые приходили, обутые в сандалии, было омовение от пыли и дорожной грязи их ног. Это было дело последнего раба. Христос говорит: «Вы называете меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин.13,13-14). А каково должно быть смирение? Смирение последнего раба, не господина или гостя, приглашенного на трапезу, а привратника. Вот что показывает нам наш Учитель и Господь, чтобы мы относились друг к другу любовью и смирением, как братья и сестры.
Господь, закланный Агнец, показывает нам на чашу с вином и на квасной хлеб и говорит: «Это Тело Мое и Кровь Моя». «Это Я Сам есть». Это не просто образ, символ, но, если угодно, символ, который полностью, онтологически тождествен с Тем, Кого символизирует. Это Сам Христос. Господь как бы говорит: «Я предаю Себя вам». Слова эти для неподготовленного человека были «жестоки» (Ин.6,60). «Кто не ест Мою Плоть и не пьет мою Кровь, не может войти в Царство Божие». Многие ответили: «Жестоко есть слово сие: кто может его послушати» (Ин.6,60). И многие, даже из учеников Господа, отошли от Него. И Господь довольно сурово спросил апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6,67). И Петр отвечает: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6,68). «У Тебя слово жизни, Ты и есть та самая жизнь, куда же нам идти? Как бы ни было жестоко слово Твое, но идти нам больше некуда. Ты – спасение, путь, пастырь».
И теперь, на Тайной Вечере, уже приготовленные к этому, ученики спокойно принимают слова Спасителя. Но в этот же момент совершается предательство. После того, как Иуда «омочил руки в солило» (Мф.26,23), вошел в него сатана. Он пошел и предал своего Учителя. Господь всякий раз, говоря нам слово доброе или суровое, ожидает от нас осознанного выбора. Не отойдем ли мы, потому что слишком суровы слова Евангелия? Или, напитавшись всеми благами, получив от Господа все, Он может дать нам в этой жизни, человек поворачивается к Нему спиной, и думает, что найдет себе нечто лучшее, что тридцать сребреников стоят той Чаши и Хлеба, которые Господь предлагает. Всегда у человека есть выбор и всегда сатана нас искушает. Мы должны следовать за Господом, как Его апостолы. Они проявили минутную слабость, бежали, оставив Учителя. Но не было еще Духа Святого в мире, Господь еще не послал Его. После же апостол Петр непрестанно проливал слезы, и глаза его всегда были красны от них, потому что он всегда вспоминал, как по малодушию отрекся от Господа. Но не по злобе. Дай Бог и нам храниться от малодушия и, тем паче, от злобы, чтобы не уподобиться Иуде! Мы об этом всегда молимся: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо врагом Твоим тайну поовем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Чтобы не было наше лобзание Господа и называние себя христианином лицемерно, потому что это и есть лобзание Иуды. Когда мы называем себя христианами, а по-христиански не живем, когда отрекаемся от Господа по малодушию, слабости, немощи. Не дай Бог нам коснеть в этом состоянии! Если мы, как Петр, проявим малодушие, то надо каяться и возвращаться к Господу, потому что к кому же нам еще идти?! «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4,12), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. И путь, который Господь нам показывает, умовение ног, смирение, – это и есть путь следования за Господом. Если мы пойдем за Господом, не малодушествуя, не отрекаясь от Него, то наследуем жизнь вечную, потому что залог мы уже получали, и залог этот подан нам тогда, в тот Четверг, – Тело и Кровь Христовы. С тех пор это залог будущего Царствия пребывает с нами во веки веков, независимо ни от расстояния, ни от времени, ни от места, народа или государства. Христос всегда Один и Тот же. Агнец Божий всегда раздробляется, но Он всегда Нераздробляемый, разделяется, но Он всегда Неразделяемый. Он все наполняет, потому что это Господь.
В этом наше великое счастье, что мы имеем такого Господа, Который всего Себя отдал нам, не разделился, не утаил какой-то части, а всего без остатка, до смерти крестной, отдал Себя нам. От нас требуется только участие в Евхаристии. «Евхаристия» означает «благодарность», благодарность Богу. Благодарность эта выражается, прежде всего, в исполнении заповедей, потому что Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14,21). Нет здесь ничего сложного, какого-то тайного эзотерического учения, таинственных ритуалов нам не заповедано. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7,37). Господь зовет всех независтно. Важно только хранить благодарность и не лобзать Его лобзанием Иуды. Пусть этот залог Царствия Божия растет в сердце каждого из вас, каждого причастника, и вырастет в то прекрасное древо, под которым мы будем наслаждаться в Царстве Божием!».